Логично, что эпической шестидесятилетней истории производства УАЗ 452 предшествует легендарная история разработки. Фактически, «Буханка» – это и есть УАЗ, поскольку это первая серийная модель, разработанная на самом Ульяновском заводе. И создавалась она не за один присест.
Всё началось в послевоенные годы. 12 марта 1946 Наркомат автомобильной промышленности СССР постановил принять к разработке на автозаводах «однотонный грузовой автомобиль для перевозки больных в сельских местностях, и большой легковой автомобиль с двигателем 3-3,5 литра для городских нужд скорой помощи…»
Проблема была в том, что автомобиля, на базе которого можно было создать новую модель, в линейке автопрома в тот момент не было. Представитель НАМИ Александр Александрович Душкевич на совещании главных конструкторов автозаводов высказал мнение, что прежде, чем реализовать проект на базе однотонки, подобный «…грузовик желательно поставить в производство. Трудоёмкость не такая уж большая, а всё остальное можно скомпоновать. Например, Ульяновскому заводу можно такую задачу поставить…»
УльЗИС в это время был занят производством устаревшей «полуторки» ГАЗ АА, переведённой из Горького, и это давалось нелегко. Завод, который в годы Великой Отечественной создавался героическими усилиями на пустом месте, и сейчас испытывал трудности.
Главный конструктор Михаил Иванович Казаков писал о проблемах конструкторско-экспериментального отдела: «Много есть причин, мешающих развернуть работу. Наша техническая библиотека бедна, необходимых материалов в ней нет. Не хватает инструмента для конструкторов: готовален, линеек, а также карандашей…» Не хватало и самих конструкторов, а привлечению новых специалистов мешало «отсутствие удовлетворительных жилищно-бытовых условий».
В связи с пробелами в технической базе, для создания нового автомобиля приходилось собирать по всей стране заграничные грузовики в качестве наглядного материала — для разборки и тщательного изучения. Несмотря на все сложности, далекий предок «Буханки», получивший впоследствии название УАЗ-300, был разработан и воплощен в металле в виде тестовых экземпляров. Однако приоритеты военпрома сменились, и в 1951 году Ульяновский завод перевели на производство радиолокационных станций, а конструкторский отдел расформировали. Автомобили не пошли в серию, но задел на будущее был сделан.
Но преодоление — это стиль Ульяновска, и вскоре автомобили снова встали на конвейер. Вновь не обошлось без вмешательства военных. Министерству обороны уже остро требовался новый санитарный автомобиль повышенной вместимости и проходимости. Одним из проектов стала разработка автомобиля вагонной комплектации на базе ГАЗ-69.
Между тем, Горьковский автозавод нуждался в свободных площадях для грузовых автомобилей – они были необходимы стране для строительства. В какой-то момент возникло решение о переносе производства ГАЗ-69 в Ульяновск. Соответственно, постановление о создании на его базе цельнометаллических фургонов повышенной проходимости тоже переадресовали вниз по Волге.
Первоначальный дизайн нового автомобиля создал конструктор НАМИ Владимир Иванович Арямов. Во многом это был революционный проект с V-образным стеклом, покатой линией крыши и сужением кормы. Однако первый прототип УАЗ-450 не получил одобрения военных, так как создавал трудности при занесении и размещении носилок с ранеными. Кроме того, это был первый опыт создания подобного цельнометаллического фургона в СССР. Как следствие, автомобиль в целом был, скажем, не лишен недостатков.
В результате в авральном режиме разрабатывался, по сути, новый автомобиль, сохранивший узнаваемые черты, за которые его вскоре назовут «Буханкой». По легенде, прямо из-под пера заводского конструктора Льва Шемарина финальный эскиз доставили на вокзал и передали главному конструктору Петру Ивановичу Музюкину, уезжавшему в Москву на заседание Министерства автомобильной промышленности. На следующий день дизайн утвердили. Таким образом появился первый серийный автомобиль, дизайн которого разработали в Ульяновске.
Между утверждением проекта и его воплощением есть большая разница. Лишь со второй половины 1956 года конструкторский отдел интенсивно готовил документацию для второй партии опытных машин. А между тем, перед заводом стояла амбициозная цель — освоить выпуск серийных автомобилей уже в 1957 году — к 40-летнему юбилею революции. При этом конвейер не всегда справлялся даже с производством ГАЗ/УАЗ-69, а многие детали для УАЗ-450 не успевали поставить. Их изготавливали «по обходной технологии» — в соответствии с конструкторской документацией, но в противоречии с технологической, то есть, чуть ли не кустарными способами. Впрочем, недостатки в деле освоения и выпуска кузовов списывали на «слабую постановку внутрипартийной работы».
В результате лишь в январе 1958 года с конвейера сошли первые серийные образцы УАЗ-450. Производство давалось, как и прежде, героически. Автомобиль тогда собирали на той же ленте, что и ГАЗ-69. Кузова «Буханок» вручную по рольгангам катили до конвейера, затем с помощью тельфера ставили на него, «врезаясь» в поток ГАЗ-69. Слабое технологическое оснащение предприятия выливалось в неустойчивое качество выпускаемых экземпляров. Но этот автомобиль был необходим, и за годы производства на дороги страны вышло около 55000 УАЗ-450 различных модификаций. Фактически, первые годы их обкатки были и годами финальных испытаний. В итоге в шестидесятые на основе глубокой переработки автомобилей первого поколения был создан УАЗ 452. И это была уже всем нам знакомая «Буханка», которая и сегодня остается на конвейере УАЗа. Более чем 20-летняя история разработки перешла в 60-летнюю историю производства.
При создании текста использованы материалы новой книги Сергея Арбузова «УльЗИС-УАЗ. Исторические заметки. УльЗИС-НАТИ, УльЗИС-253, УАЗ-300, УАЗ-302, УАЗ-450, УАЗ-462».