Найти в Дзене

Дитя отечественной войны

Сегодня, когда мы встречаем великий праздник, время вспомнить, что Ульяновский автозавод — тоже участник Великой Отечественной войны, многое сделавший для победы. Более того, именно тяжелые события осени 1941 года стали причиной появления завода на берегах Волги. Можно сказать, что он рождён в годы войны — рожден героем и тружеником. В октябре первого военного года немцы стояли уже на подступах к столице. И тогда Государственный комитет обороны принял тяжелое решение об эвакуации промышленных предприятий, в том числе автомобильного ЗИСа. Директор завода, И.А. Лихачев, обратился тогда к работникам: «Товарищи! Друзья! Не буду скрывать: наше положение очень серьёзное. Враг рвётся к Москве. Завод вынужден перебазироваться вглубь страны. Помните, что его судьба в ваших руках. Завод должен жить, куда бы война ни забросила его». Война разбросала цеха ЗИСа по всей стране, а крупнейшая линия завода перебазировалась в Ульяновск, на берега Волги, приняв название «Ульяновский автосборочный филиал

Ульяновский автозавод в 1941-45 годах

Сегодня, когда мы встречаем великий праздник, время вспомнить, что Ульяновский автозавод — тоже участник Великой Отечественной войны, многое сделавший для победы. Более того, именно тяжелые события осени 1941 года стали причиной появления завода на берегах Волги. Можно сказать, что он рождён в годы войны — рожден героем и тружеником.

В октябре первого военного года немцы стояли уже на подступах к столице. И тогда Государственный комитет обороны принял тяжелое решение об эвакуации промышленных предприятий, в том числе автомобильного ЗИСа. Директор завода, И.А. Лихачев, обратился тогда к работникам:

«Товарищи! Друзья! Не буду скрывать: наше положение очень серьёзное. Враг рвётся к Москве. Завод вынужден перебазироваться вглубь страны. Помните, что его судьба в ваших руках. Завод должен жить, куда бы война ни забросила его».

-2

Война разбросала цеха ЗИСа по всей стране, а крупнейшая линия завода перебазировалась в Ульяновск, на берега Волги, приняв название «Ульяновский автосборочный филиал № 4 завода имени тов. Сталина» (УльЗИС).

-3

20 октября 1941 года на место прибыли первые руководители, а следом —оборудование и сотрудники, многие из которых эвакуировались наспех, не успев взять даже теплые вещи. В распоряжении автозаводцев оказались десять низких длинных бараков, ранее принадлежавших таможенному управлению. К ним подходили две ветки железной дороги, но на этом преимущества заканчивались. Сараи были не утеплены, в щелях свистел ветер, через выбитые окна наметало снег — предстояла тяжелая рабочая вахта. Люди освобождали складские помещения, разгружали платформы, монтировали оборудование. Приходилось трудиться по 12 часов и днем и ночью — спасали только свет и тепло от костров.

-4

Стройматериалов не хватало, и в первые месяцы «зисовцы» наловчились рубить гвозди из стальной проволоки и добывать кирпич из стен заброшенных построек. Приехавший на объект директор ЗИС Лихачев выбил для строительства большой сплавной плот из бревен, вмёрзший в лед Волги около Ульяновска. Бревна сначала вырубали изо льда вручную, а потом поднимали на крутой обрывистый берег. Затем их распиливали на пилораме, и полученные доски везли на стройку.

Прибывшие из Москвы станки массой до нескольких тонн вручную снимали с платформ, ставили на большие металлические листы с загнутыми краями и как на санях откатывали в сторону от путей к стенам сараев. Часто обессиленные люди спали прямо на производстве среди станков.

В итоге помещения были готовы уже через два месяца. И хотя низкие длинные цеха скорее напоминали сараи, чем производственные корпуса, в начале 1942 цех боеприпасов выпустил первую продукцию — авиационные снаряды.

А 30 апреля 1942 года был собран первый автомобиль ЗИС-5, изготовленный с применением деталей собственного производства. С 1 мая на заводе уже действовали 19 цехов. Через пару месяцев темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки, и УльЗИС официально назначили головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5.

-5

К концу декабря на предприятии работало четыре тысячи человек — в ряды «зисовцев» влились ульяновские подростки, юноши и девушки 15-17 лет. Порядка 1,9 тысячи автомобилей ЗИС-5 отправились на фронт до конца года.

-6

Всего за годы войны автозавод выпустил почти 7,3 тысячи автомашин ЗИС-5, около 20 тысяч двигателей Л-312 и сотни тысяч единиц боеприпасов. Люди работали так, словно каждый день — последний. Мы видим, что уже тогда выковывался суровый характер будущего УАЗа, нацеленный на преодоление любых трудностей. Впрочем, так в те дни можно было сказать обо всей стране.

Одно из самых ярких событий того времени — создание под руководством главного конструктора Бориса Шапошника уникальной ульяновской разработки — дизельного автомобиля УльЗИС-253. 3,5-тонный грузовик по экономичности двигателя и динамике не уступал американскому «Студебеккеру». Но автомобиль не пошел в серию, предпочтение сделали в пользу проверенного грузовика Горьковского автозавода ГАЗ-АА, знаменитой «полуторки». Разрушенной стране нужно было много пусть и устаревшей, но проверенной техники здесь и сейчас, вместо того чтобы «доводить до ума» новые образцы.

-7

За годы войны Ульяновск, принявший огромное количество эвакуированных предприятий, разительно изменился. Он стремительно увеличивался и приобретал статус большого промышленного города, а 19 января 1943 года стал столицей области. Было уже невозможно представить его без УльЗИС, и естественным решением стало оставить завод в Ульяновске. Таким образом город, приютивший автозавод, вырос вместе с ним. Война сплотила победителей, и в мирной жизни они продолжили свой путь вместе.