Найти тему
Чердак Умной Эльзы

От ножниц до топора: третьеклассник 1956 года на уроке труда

Трудовое воспитание члена нового общества было заявлено советской властью, по сути, сразу, как возникло Советское государство. К 50-м годам можно было говорить, что опыт накоплен значительный. Выходила масса методических пособий для всех предметов - в том числе и для трудового воспитания школьника.

Признаться, в прошлой статье "Урок труда: что должен был уметь третьеклассник образца 1958 года" я зашла не с той стороны. Увлекшись самими изделиями - календарем, окантовкой под стекло и подложкой под коллекцию семян я упустила то, с чего следовало начать - а именно, с организации уроков. Поэтому читаем сегодня книгу "Уроки ручного труда в третьем классе" И.Г. Розанова и П.А. Завитаева.

https://sheba.spb.ru/shkola/trud-03-1956.htm
https://sheba.spb.ru/shkola/trud-03-1956.htm

Важно понять, что книга эта - не учебник, которым будут пользоваться ребята, а методическое пособие для учителя. На тот момент учебников по ручному труду для школьников не существовало. Да и нужны ли были эти учебники? В третьем классе важнее научиться делать коробочки, елочные игрушки, блокнот или календарь, вырастить на участке что-то полезное, а не заучивать теорию.

Задачи уроков были, в общем-то, простые: приобрести первоначальные трудовые навыки, познакомиться со свойствами разных материалов, ну и заодно научиться использовать знания из уроков арифметики, естествознания (если идет работа на пришкольном участке), рисования. (Короче, то, что сейчас называют "функциональной грамотностью" и преподносят как откровение свыше).

Ну а сверхзадача на все школьные годы чудесные - воспитание социалистического отношения к труду, то есть трудолюбия, дисциплинированности, чувства долга, ответственности, коллективизма.

Итак, что нужно иметь учителю, чтобы проводить уроки труда?

В идеале - отдельное помещение (но это была редчайшая роскошь). Нет кабинета труда - что ж, надо приспособить класс. Как?

Парты, как мы помним, были тогда эрисмановскими - с покатой крышкой. За ними было удобно писать, читать, но заниматься на них ручным трудом было бы неудобно. Следовало подготовить подкладную доску, вот такую:

Подкладная доска с инструментами и инвентарем.
Подкладная доска с инструментами и инвентарем.

Ножки у такой доски разной высоты - в результате они выравнивают поверхность:

Парта. приспособленная для работы по ручному труду.
Парта. приспособленная для работы по ручному труду.

Теперь удобно!

Что же касается инструментов, то пособие рекомендует, подобрав инструменты по размеру для определенного возраста, хранить их в специальных ящиках:

Набор инструментов в ящике
Набор инструментов в ящике

Такие ящики должны храниться в комнате учебных пособий. В класс они приносятся на урок, поэтому должны быть легкими и удобными, инструменты внутри не должны ударяться друг о друга и перемешиваться.

Внутри ящика стоит собрать инструмент для 10 - 12 учащихся, тогда четырех ящиков хватит на всех (мы же помним, что в 50-е - бум рождаемости и классы в 30-40 человек были нередким явлением?) Внутри, под крышкой, должна быть размещена опись инструментов.

За ящик, выдачу инструментов и их сбор после урока отвечает звеньевой. Собранный инструмент он сдает учителю.

Набор инструментов и рабочего инвентаря по ручному труду
Набор инструментов и рабочего инвентаря по ручному труду

Однако не коробочками едиными - трудовое обучение подразумевало и работу с землей и растениями. В первой четверти это осмотр учебно-опытного участка, уборка и учет урожая, подготовка классной делянки к зиме.

Примерный годовой план занятий. Первая четверть.
Примерный годовой план занятий. Первая четверть.

Инструменты для работ на участке в идеале должны храниться примерно так:

Сарай для сельскохозяйственного инвентаря
Сарай для сельскохозяйственного инвентаря

Каждой вещи, как мы видим, своё место. А инструментов немало! Кстати, интересно, что считалось возможным дать в руки третьекласснику:

Плюс молоток, клещи, ножовки, топорик, напильники плоские - точить лопаты и мотыги.

Ну и набор инструментов для работы с плодовыми деревьями:

Инвентарь для ухода за деревьями и кустарниками
Инвентарь для ухода за деревьями и кустарниками

Третьеклассники на уроках, проходящих на школьной делянке, должны были рассказать, что им удалось вырастить за лето, рассмотреть, как развивались растения, убрать урожай и подготовить делянку своего класса к зиме - расчистить участок от растений и корней, сора. Удобрить землю компостом и навозом и перекопать.

Само собой, после работы ребята должны были очистить инструменты, привести их в прядок и убрать до весны...

Также третьеклассники могут расчищать дорожки, сажать землянику, окапывать кустарники на общешкольном участке. Так ребята приучаются к тому, что участок - общее дело.

Предвосхищая возражения и вопросы скажу, что, как и любое другое методическое пособие, эта книга давала идеальную картинку организации уроков. В школах в любом случае все упиралось в местные возможности. А это были и климатические условия (какие вам делянки на Тикси?), и помощь шефов, которые могли помочь с инвентарем, и, в конце концов, энтузиазм директора, завуча, учителей.

Возможности сельской школы с пришкольным участком невозможно сравнивать с возможностями московской или ленинградской школы, фасады которых выходили на улицу, а задний двор полностью занимала спортплощадка.

Помните - "Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут"?

А у вашей школы был садово-огородный участок?

С трудовым приветом - ваша Умная Эльза!