Трудовое воспитание члена нового общества было заявлено советской властью, по сути, сразу, как возникло Советское государство. К 50-м годам можно было говорить, что опыт накоплен значительный. Выходила масса методических пособий для всех предметов - в том числе и для трудового воспитания школьника.
Признаться, в прошлой статье "Урок труда: что должен был уметь третьеклассник образца 1958 года" я зашла не с той стороны. Увлекшись самими изделиями - календарем, окантовкой под стекло и подложкой под коллекцию семян я упустила то, с чего следовало начать - а именно, с организации уроков. Поэтому читаем сегодня книгу "Уроки ручного труда в третьем классе" И.Г. Розанова и П.А. Завитаева.
Важно понять, что книга эта - не учебник, которым будут пользоваться ребята, а методическое пособие для учителя. На тот момент учебников по ручному труду для школьников не существовало. Да и нужны ли были эти учебники? В третьем классе важнее научиться делать коробочки, елочные игрушки, блокнот или календарь, вырастить на участке что-то полезное, а не заучивать теорию.
Задачи уроков были, в общем-то, простые: приобрести первоначальные трудовые навыки, познакомиться со свойствами разных материалов, ну и заодно научиться использовать знания из уроков арифметики, естествознания (если идет работа на пришкольном участке), рисования. (Короче, то, что сейчас называют "функциональной грамотностью" и преподносят как откровение свыше).
Ну а сверхзадача на все школьные годы чудесные - воспитание социалистического отношения к труду, то есть трудолюбия, дисциплинированности, чувства долга, ответственности, коллективизма.
Итак, что нужно иметь учителю, чтобы проводить уроки труда?
В идеале - отдельное помещение (но это была редчайшая роскошь). Нет кабинета труда - что ж, надо приспособить класс. Как?
Парты, как мы помним, были тогда эрисмановскими - с покатой крышкой. За ними было удобно писать, читать, но заниматься на них ручным трудом было бы неудобно. Следовало подготовить подкладную доску, вот такую:
Ножки у такой доски разной высоты - в результате они выравнивают поверхность:
Теперь удобно!
Что же касается инструментов, то пособие рекомендует, подобрав инструменты по размеру для определенного возраста, хранить их в специальных ящиках:
Такие ящики должны храниться в комнате учебных пособий. В класс они приносятся на урок, поэтому должны быть легкими и удобными, инструменты внутри не должны ударяться друг о друга и перемешиваться.
Внутри ящика стоит собрать инструмент для 10 - 12 учащихся, тогда четырех ящиков хватит на всех (мы же помним, что в 50-е - бум рождаемости и классы в 30-40 человек были нередким явлением?) Внутри, под крышкой, должна быть размещена опись инструментов.
За ящик, выдачу инструментов и их сбор после урока отвечает звеньевой. Собранный инструмент он сдает учителю.
Однако не коробочками едиными - трудовое обучение подразумевало и работу с землей и растениями. В первой четверти это осмотр учебно-опытного участка, уборка и учет урожая, подготовка классной делянки к зиме.
Инструменты для работ на участке в идеале должны храниться примерно так:
Каждой вещи, как мы видим, своё место. А инструментов немало! Кстати, интересно, что считалось возможным дать в руки третьекласснику:
Плюс молоток, клещи, ножовки, топорик, напильники плоские - точить лопаты и мотыги.
Ну и набор инструментов для работы с плодовыми деревьями:
Третьеклассники на уроках, проходящих на школьной делянке, должны были рассказать, что им удалось вырастить за лето, рассмотреть, как развивались растения, убрать урожай и подготовить делянку своего класса к зиме - расчистить участок от растений и корней, сора. Удобрить землю компостом и навозом и перекопать.
Само собой, после работы ребята должны были очистить инструменты, привести их в прядок и убрать до весны...
Также третьеклассники могут расчищать дорожки, сажать землянику, окапывать кустарники на общешкольном участке. Так ребята приучаются к тому, что участок - общее дело.
Предвосхищая возражения и вопросы скажу, что, как и любое другое методическое пособие, эта книга давала идеальную картинку организации уроков. В школах в любом случае все упиралось в местные возможности. А это были и климатические условия (какие вам делянки на Тикси?), и помощь шефов, которые могли помочь с инвентарем, и, в конце концов, энтузиазм директора, завуча, учителей.
Возможности сельской школы с пришкольным участком невозможно сравнивать с возможностями московской или ленинградской школы, фасады которых выходили на улицу, а задний двор полностью занимала спортплощадка.
Помните - "Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут"?
А у вашей школы был садово-огородный участок?
С трудовым приветом - ваша Умная Эльза!