В этом году Энди исполнилось бы 96 лет. Это именно он сделал светскую хронику предметом искусства, так же как превратил свое искусство в светскую хронику. В 90-е годы, которые во многом повторяли 60-е, это было хорошо видно. Энди был просто помешан на звездах, любил появляться в обществе со знаменитостями: Сальвадором Дали, Рудольфом Нуриевым, Вуди Аленом, Катрин Денев. Но что самое потрясающее: он умел зажигать новые звезды.
Гений американского поп-арта, сиюминутного, молодежного, тиражируемого, бисексуального бизнес-искусства, возникшего в конце 50-х -- начале 60-х, пережившего махровый расцвет в эпоху молодежных революций. В центре его внимания: подчеркнуто современный, "сделанный" мир рекламы и высоких технологий.
В центре поп-арт-богемы: хрупкий человек в белом парике.
На открытие его выставок, как на рок-концерты, стекались тысячные толпы, потому что публика жаждала узреть "Самого", его остроумные афоризмы и реплики подхватывались мировой прессой.
Одна из его знаменитых шуток -- когда на выставке вместо картин красовались просто голые стены и -- как объяснил художник: в зал набилось столько народу, что полотна все равно бы снесли и изуродовали, поэтому он распорядился снять их.
В 1968 году на Уорхола было даже совершено покушение (к счастью, неудачное), феминистка Валери Соланас пыталась его застрелить, когда поняла, что он стал слишком контролировать ее жизнь.
Энди Уорхол (1928--1987) -- сын чешского эмигранта, перебравшегося в США в 1922 году, остаток жизни проработавшего шахтером в Питтсбурге и умершего от отравления тухлой водой. Ондрей (или Энди) обучался в Питтсбургском технологическом институте, затем работал на заводе. В 1948 году переехал в Нью-Йорк, снял квартирку на Лоуэр Ист-Сайд и занялся рекламным дизайном. Помимо рекламы в универмагах, ему также приплачивают пятьдесят центов в час за то, что, просматривая модные журналы, он выискивает в них новые дизайнерские решения и идеи. Уорхол ходит по агентствам Манхэттена, предлагая услуги в качестве специалиста по оформлению. Отбросив букву "а" в конце своей фамилии, он весьма успешно американизирует ее и превращается из Вархолы (Warhola) в Уорхола (Warhol), тем самым ликвидируя свидетельство своего "непрестижного" восточно- европейского происхождения и как бы делая первый шаг для создания собственного поп-имиджа.
Пятидесятые годы в американском искусстве -- период абстрактного экспрессионизма. Для американца понятие "серьезной живописи" эпохи 50-х годов и начала 60-х неразрывно связано именно с "экшн пейтинг" -- живописью действия. А прорыв американской послевоенной промышленности, конвеерный поток товаров и обилие рыночных предложений требовали мотивации для покупки. Реклама активно продвигала торговлю, действуя в традиционных формах: радио- и визуальной, но самое мощное средство -- развивающееся телевидение. От мастерства художника-дизайнера зависел оборот. Вещи и люди представали перед зрителем не только в своем товарном качестве, но и превращались в звезды: Мэрилин Монро и банка консервированного супа, например.
Им придавался блеск, притягательность, манкость – качества, которые приобретали все объекты, попадавшие на экран и на глянцевые страницы журналов.
Могло ли сознание простых американцев остаться невосприимчивым к этому урагану образов?
Привычный объект -- образец товара, герой газетных или политических схваток на телевидении за счет режиссуры и дизайна вдруг, неожиданно для самого себя, оказывался страстью и кумиром публики.
Так сложилось целое художественное направление, избравшее объектом отображения подчеркнуто эстетские вещи, легко и повсеместно узнаваемые элементы повседневности: бутылки с прохладительными напитками,
холодильники, одежда, револьверы, ну и, конечно -- "селебритиз" (знаменитости).
Можно сказать, что судьбу Энди определила встреча с Роем Лихтенштейном, одним из тогдашних лидеров движения модернизма: через год Энди поразил художественный мир Нью-Йорка, создав "портрет" банки томатного супа "Кэмпбелл". Сей шедевр вошел в историю соц-поп-модерна ХХ века.
Герои Уорхола -- очаровательные туфельки, ботинки, сапожки. К нему быстро приходит успех и известность, его марка становится все более солидной, его рисунки появляются в престижных журналах Vogue и Harper's Bazaar.
Первая персональная выставка Уорхола состоялась в 1952 году в галерее Hugo. Банки супа, долларовые банкноты выстраивались перед зрителями символами внешнего мира, знаками времени. Для тех, кто сомневается в их принадлежности к миру звезд -- внизу холста делались подписи с именами героинь экрана той эпохи. Так было во время "туфельной выставки" на Манхэттене в 1957 году, когда журнал Life напечатал большую серию этих туфель. Владельцам галерей это было непонятно, они не видели искусства в таких изображениях. Прошло немало времени, прежде чем растущий интерес публики к творчеству поп-артистов не заставил их резко изменить мнение.
Начало 60-х -- распространение рок-н-ролла, молодежной секс-революции, радикализма. Модельер Тайгер Морсе устраивает показы мод в плавательном бассейне, публику на трибунах обносят закусками, моды демонстрируются профессиональными танцовщиками в стиле модерн-балета.
В 1964-м появляется неотъемлемый атрибут богемной жизни наркотик "амфетамин", призывающий петь и танцевать до упаду. Стиль одежды --мини-юбки, платья из пластмассовых квадратов, скрепленные металлическими кольцами. Обостряется чувство моды у мужчин, которые тоже захотели выглядеть "супер-секси". На основе одежды из ателье и артистических гардеробов зарождается мощная промышленность.
В1967 в павильоне США на международной выставке в Монреале традиционные диковины вроде капсулы из корабля "Аполлон" привлекали меньше внимания, чем шесть автопортретов Энди Уорхола, фотографии кинозвезд и реликвии поп-культуры вроде гитары Элвиса Пресли и Джоан Бааз.
Энди отдавал себе отчет, что эстетический уровень американского дизайна и рекламы чрезвычайно высок, но для того, чтобы превратить объект общественного потребления в произведение искусства, нужно нечто большее, чем просто удачный макет. А именно -- театрализация процесса. Предлагая свои работы галерее, Уорхол выступал как драматург и режиссер действа, когда зрительская масса была нужна лишь для импульса энергии.
В прессе стали писать, что художник заставляет задуматься о крахе культуры, о бездуховности, плоскости и жестокости современного общества. На самом деле ничего такого в его работах не было. Просто наконец появился художник, который воспел суповую банку только потому, что она попалась ему на глаза, Мэрилин Монро и Грейс Джонс – просто потому, что они красивы, а сцены насилия и катастроф только из-за того, что насильственный акт привлекает внимание.
Уорхол действительно рисовал все, что блестит, сверкает, волнует, не важно что это: цветы, светские красавицы или доллары. Поэтому не стоит искать скрытого смысла в его работах. Уорхол превратил искусство в иллюстрированную публицистику, в то, что нас окружает сегодня -- журналы, видеоклипы, показы мод и вечеринки.
Обязательная черта его работ -- принцип тиражности. Однажды в кругу друзей он спросил, какую тему выбрать для будущей работы, и одна дама сказала: изобразите то, что больше всего любите. Так он начал писать деньги и прочие символы коммерции.
Вначале он придумал воспроизведение изображения с помощью резинового штампа, но вскоре это показалось ему малоэффективным и грубым, поэтому он обратился к "силкскринингу" (шелкографии), гораздо зримее создающей эффект конвеера. Теперь производственный процесс состоял из следующих этапов: фотографирование объектов, проявка, перевод на шелк по клею, прокатка чернилами (чернила просачиваются через шелк, но не через клей) -- так воспроизводится один и тот же образ, но всякий раз чуть отличный от предыдущего.
В 1962 году Уорхол открывает свою мастерскую Factory на 47-й Ист-стрит, ставшую лабораторией для всевозможных художественных экспериментов, и психоделическим раем нью-йоркской богемы, а вскоре и хипповой рок-Меккой. Именно здесь рождались клубные герои и именно Factory считалась моделью богемной жизни.
Продолжение скоро, подпишись на наш канал и читай:
Шева Беркович (с) "Лилит"