Найти в Дзене

КРИТЕРИИ ОТБОРА НОВОБРАНЦЕВ В РАЗЛИЧНЫЕ РОДА ВОЙСК

Система отбора новобранцев в различные рода войск за годы существования Русской императорской армии претерпела различные изменения. Всего можно выделить четыре основных этапа:
1) с середины XVIII века по начало XIX века – когда
выбор производился непосредственно в воинских частях;
2) небольшой период в начале XIX века, когда
выбор производили в специализированных учебных командах – запасных рекрутских депо;
3) со времени правления Императора Николая I и по момент введения всеобщей воинской повинности – когда
отбор осуществляли в губерниях на местах сбора рекрут, специально командированные туда от частей офицеры, и, наконец,
4) с 1874 года, когда была учреждена специальная нестроевая штаб-офицерская должность в местном военном управлении –
уездного воинского начальника, который и стал заниматься непосредственно отбором и распределением новобранцев в уезде согласно разнарядкам Главного Штаба.

Поначалу генералов не особенно беспокоили какие-то особенные качества, необходимые солдатам различных родов войск. Отбор был донельзя прост. Так, согласно Генерального учреждения о ежегодном сборе рекрут от 23-го декабря 1757 года приведенные рекруты распределялись по полкам командующими генералами пропорционально некомплекта, согласно их алфавитному именному списку:

«…24. Когда рекруты из назначенных мест приведены будут, тогда командующий Генералитет должен распределять оных по полкам по состоянию некомплекта, сколько в который потребно, и отдать для отвода в полки тем, кто за ними прислан будет; и дабы выбором либо каким лучших людей полк пред полком обид не имели, в таком случае распределять оных сряду по фамильному списку, первых в старший а последний в последний полк…» .

-2

Причем в артиллерию назначались лучшие рекруты:

“…25. Понеже при артиллерии надлежит быть людям особливо крепким и собою видным, хотя и небольшого роста, того ради … по непременной в том надобности всегда комплектовать лучшими рекрутами, а по нужде и солдатами, выбирая оных по способности из внутренних или из Остзейских гарнизонов, в случае же самой крайней надобности, и из полевых полков, по рассмотрению Военной коллегии…» .


В 1777 году фельдмаршал П.А. Румянцев подал Екатерине II докладную записку, в которой сформулировал свои мысли о том, по каким принципам должна быть организована российская армия.

Портрет П. А. Румянцева-Задунайского работы неизвестного художника 1770-х годов
Портрет П. А. Румянцева-Задунайского работы неизвестного художника 1770-х годов

В частности, Румянцев говорил о необходимости учитывать различные способности населения: «в морскую [службу – прим. М.О.] определять провинции, при морях, озерах и главных реках лежащие; в кавалерию и легкую конницу при лучшей способности к конской езде и к побегам меньше склонных, как-то например, однодворцев, казаков и татар; в егерские корпусы из тех провинций, где суть больше охотники и стрельцы; в извощики или фурлейты - всех извозом промышляющих и в ямах живущих людей; в мастеровые – ремесленников по их ремеслам, а в пехоту – весь остаток равно употребительной» .
Интересно, что «весь остаток», который предполагалось направлять в пехоту, значительно превышал по численности все остальные рода войск (стрелки, кавалерию, артиллерию и флот). Смысловая нагрузка в данном случае ложилась на собственно процесс отбора людей «лучших способностей» из общей массы.
К сожалению, далеко не все изложенные в докладной записке румянцевские идеи получили применение на практике.
Мысль Румянцева о привлечении наиболее способного населения к укомплектованию специальных родов войск получила развитие: конница стала комплектоваться из южных областей и Белоруссии; егерские войска из лесников Польши; cтрелки Малороссии формировали особые части, а поморы образовывали отдельные пехотные части гребной флотилии .

В начале XIX века было решено сместить центр тяжести выбора – с мест квартирования воинских частей в специально отведенные для подготовки места.
10 октября 1808 года вышло Высочайше утвержденное Положение «О приеме рекрут, препровождении и содержании их в запасных рекрутских депо» (1-я часть), в котором разъяснялось, что поначалу рекруты в течение 9-ти месяцев должны будут осваивать «навык к жизни солдатской»:

«… 87. … рекруты, по общему положению собираемые, не вдруг после приема распределяемы будут в полки, но сведутся сперва в запасные депо, учреждаемые сообразно расположению войск, где оставаться они будут от одного набора до другого, при отправлении легкой службы и для навыку к солдатской жизни…» .


Запасные депо решено было учреждать по одному на каждую дивизию. На дивизию рекрут в депо положено было содержать 2,280 человек или несколько более или менее, судя по роду войск, для которых запасное депо учреждалось.

Русские солдаты и офицеры. Раскрашенная гравюра. Неизвестный гравёр. 1-я четверть XIX века.
Русские солдаты и офицеры. Раскрашенная гравюра. Неизвестный гравёр. 1-я четверть XIX века.

Для содержания и обучения рекрут назначалось от одной дивизии 6 обер-офицеров, 24 унтер-офицера и 240 рядовых. Сверх того, от целой дивизии назначался штаб-офицер для начальствования над этой командой; он же являлся и командиром депо.
По окончании определенного срока обучения, для укомплектования кавалерийских частей, часть поступивших в армейские депо рекрут переводилась в ведение кавалерийского начальника.
Так, согласно «Положению о запасных рекрутских депо», утвержденному
12 августа 1809 года (2-я часть), он был обязан для обучения отделяемых на кавалерию рекрут, прибыть в депо с учебной командой не позже 1 июня, когда рекруты выводились в лагерь:

«… 1. С наступлением весны прибывают в рекрутские Депо кавалерийские команды, собственно для обучения кавалерийской службе тех рекрут, кои для кавалерии отделены будут.
2. Назначение сих команд каждогодно делает Генерал-Инспектор всей Кавалерии по предварительному сношению с Военным Министром: сколько из каждого Депо удалено им быть может какого роста рекрут на кавалерию.
3. Судя по уведомлению Министра, Генерал-Инспектор всей Кавалерии соображается, в каком числе людей и лошадей отделить в которые Депо таковые команды; и наряжает оные так завременно, чтобы могли они прибыть в Депо не позже 1 Июня, когда обыкновенно выводятся рекруты в лагерь…» .


С упразднением рекрутских депо и воцарением Императора Николая I появились первые правила о выборе рекрут: поначалу они были оформлены в виде распоряжений Дежурных генералов Главного Штаба.
Выбор рекрут для различных родов оружия стал осуществляться на местах набора, куда командировались специальные штаб- и обер-офицеры, снабженные от вышестоящего командования «надлежащими инструкциями»:
- для выбора в
Кавалерию – от командиров 3-го Резервного и Сводного Кавалерийского Корпусов и Начальников Легких Кавалерийских дивизий;
- для выбора в Пешую Артиллерию – от Начальников Артиллерийских дивизий и
- для выбора в
Саперные бригады - от Начальника Штаба Его Императорского Высочества по Управлению Генерал-Инспектора по инженерной части.
Еще в четыре рода оружия (Гвардию, Гренадеры, Кирасиры и в Конную Артиллерию) выбор осуществляли люди рангом повыше - Генералы Свиты и флигель-адъютанты Его Императорского Величества.

-5

Вот выдержки из распоряжения Дежурного Генерала Главного Штаба Генерал-Адъютанта Петра Федоровича Веймарна от 26-го сентября 1843 года за №27 о распределении рекрут:

«… 11) Штаб- и Обер-Офицеры, командируемые для выбора рекрут в Пешую Артиллерию, Кавалерию и Саперы, снабжаются надлежащими инструкциями: по 3-му Резервному и Сводному Кавалерийским Корпусам – от Командиров сих Корпусов; по Артиллерийским и Легким Кавалерийским Дивизиям – от Начальников оных, а по Саперным бригадам - от Начальника Штаба Его Императорского Высочества по Управлению Генерал-Инспектора по инженерной части.
12) Штаб- и Обер-Офицеры сии должны прибыть в губернские города ко времени открытия набора, т.е. к 1-му числу Ноября сего года.
13) Находясь в губернских городах, они выбирают рекрут по мере приема, а для выбора из принимаемых в Уездных Рекрутских Присутствиях отправляются в те присутственные места, а именно 1-го и 25-го Декабря.
14) Гг. Генералы Свиты ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и Флигель-Адъютанты производят выбор в Гвардию, Гренадеры, Кирасиры и в Конную Артиллерию, как из рекрут, принимаемых в губернских городах, так и из поступающих в Уездных Рекрутских Присутствиях, и для сего отправляются сами в сии Присутствия, согласно данным им предписаниям…».


Люди высокого роста, которых слишком занятые господа из Свиты не успели отобрать лично, отправлялись в губернские города:

«… 15) Поелику Гг. Генералы Свиты ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и Флигель-Адъютанты не могут оставаться во всех Уездных Рекрутских Присутствиях до окончания набора, то из рекрут, которые в сих Присутствиях после произведенного ими выбора приняты будут, все имеющие рост 2 аршина 5 ½ вершков и свыше, отправляются немедленно после 15-го Апреля 1843 года, в губернские города, где означенные Генералы и Флигель-Адъютанты и выбирают из них в Гренадеры и Кирасиры недостающие собственно по назначению число…».

Пётр Фёдорович Веймарн
Пётр Фёдорович Веймарн

Был определен также и очередной порядок выбора для всех родов войск. При этом гренадеры и кирасиры получали привилегию:

«… 17) В губерниях, из коих назначаются рекруты в Гренадеры, Кирасиры, Артиллерию, Кавалерию и Саперы, выбор производится сначала для Гренадер и Кирасир, потом в Артиллерию, или в Кавалерию, или же в Саперы, полное по Росписанию число…».


В докладе по Инспекторскому Департаменту от
22-го июля 1848 года за № 259, говорилось:

«… На основании существующих постановлений, Кавалерия, Пешая Артиллерия и Сапёры комплектуются рекрутами, к сему роду службы способными. При выборе рекрут постановлено наблюдать:
Для Кавалерии: в Драгуны назначать ростом не выше 7 и не ниже 5 вершков; в Уланы и Гусары – 5 и 6 вершков.
Для Артиллерии: выбирать сильных, плотных и крепкого сложения, ростом от 7 и не ниже 4 вершков.
Для Сапёр: молодых, расторопных, крепких и широкоплечих, хотя и не столь рослых…» .

Рекрутский набор. Лубок
Рекрутский набор. Лубок

****

В конце царствования Николая I правила для выбора были еще несколько формализованы. Так, в документах Инспекторского Департамента Военного Министерства, посвященного 11–му частному набору с Западной полосы Империи (1854 год) были приложены «
Правила, для руководства при выборе рекрут в Гвардию, Гренадеры, Кирасиры, Конную и Пешую артиллерию, Кавалерию и Саперы» , в которых подробно описывались качества, «с какими … следует выбирать рекрут». При этом была подтверждена и установленная ранее очередность выбора в различные роды войск.
1) в
Гвардию. Преимущественно самых лучших, как по росту, так и по красивой наружности, и ни в коем случае не ниже 2–х аршин 6–ти вершков (168.91 см)
2) в
Гренадеры. Таких же рослых и видной наружности, а если не достигает рост в 2 аршина 6 вершков, то и менее оного, но отнюдь не ниже 2 аршин 5 ½ вершков (166.91 см)
3) в
Кирасиры. Широкоплечих, самого здорового телосложения, не ниже 2–х аршин 7–ми вершков (173.36 см)
4) в
Конно–артиллерийские батареи. Сильных, плотных, крепкого телосложения, с широкими плечами и сильной грудью, а ростом:
– для конно–батарейных батарей – не ниже 2–х аршин 7–ми вершков (173.36 см)
– для конно–легких батарей – не ниже 2–х аршин 5–ти вершков (166.68 см)
5) в
Пешую артиллерию. Ростом не ниже 2–х аршин 5–ти вершков (166.68 см), крепкого телосложения, с широкими плечами и сильной грудью, набирая в назначенное число, сколько представится возможным, знающих какое–либо мастерство, слесарное и деревянное дела.
6) в
Драгуны, уланы и гусары. Ростом не ниже 2–х аршин 5–ти вершков (166.68 см), и совершенно способных к кавалерийской службе.
7) в
саперы и конно–пионеры. Преимущественно молодых, здоровых, широкоплечих, по возможности грамотных, и ростом от 2–х аршин 4–х (160.02 см) до 7–ми вершков (173.36 см), имея в виду, что до службы в саперах нужны не только высокий рост, сколько означенные качества. Впрочем, ежели с сими достоинствами окажутся рекруты и в 8 вершков (177.81 см), то и таких дозволяется выбирать.

-8

Эти правила продержались до 1874 года.