Найти в Дзене
home-music

Первый от сотворения мира программист

Ада Августа Лавлейс
Ада Августа Лавлейс

Ада Августа Лавлейс родилась 10 декабря 1815 года в аристократической английской семье, воспитывалась в старом замке в интерьере высокой культуры, в торжественной обстановке и в любви. Ее великий отец писал стихи и поэмы, много времени проводил в светских салонах и в беседах, ездил в творческие экспедиции и на войну. Мать маленькой Ады - Анна Изабелла - до самозабвения и большей частью тайно любила математику. В лучшие дни своей семейной жизни она получила от мужа прозвище "Королева Параллелограммов". Однако их брак длился недолго: осунувшаяся и измученная сумасбродствами мужа Анна вернулась в дом своих родителей. Дочери Байрона Августе Аде было тогда около месяца.
Когда дочь подросла, то Анна Изабелла пригласила для нее своего бывшего учителя - шотландского математика Огастеса де Моргана. Если что, видимо, думала она, у дочери будет чем заняться, если ей тоже попадется великий муж.

Дочь не обманула ожидания матери. Уже тринадцати лет от роду она с поразительным сходством чертила немыслимые летательные аппараты и что-то еще, чему в то осторожное время еще не придумали названия. Как это часто бывает, девочки гораздо лучше наследуют таланты и пороки отца, а не матери. Есть свидетельства, что юная Ада тайком сочиняла стихи и отчасти мучилась этим, так как не могла разобраться в себе и понять, что больше ее влечет и пленит - цифры и формулы или слова и рифмы, увлечения матери или гены отца. Очевидно, она любила и то, и другое. Все еще находясь в сомнении и смятении, она обращается к матери в письме (в то время принято было, живя даже в одном доме, обмениваться письмами) с такими прозорливыми словами: "Мама, если ты не можешь дать мне поэзию, не дашь ли ты мне тогда поэтичную науку?" И таким образом был сделан жизненный выбор. Ада Августа Байрон стала заниматься как бы поэтизированной математикой - абсолютно новой для своего времени научной областью.

Когда ей исполнилось семнадцать лет, ее представили королю и королеве. Она им понравилась - у нее были внимательные и расчетливые и в то же время романтичные глаза. Они ей тоже понравились - они были ее монархами. Еще через год Ада вышла замуж за 8-го лорда Кинга - молодого человека 29 лет по имени Уильямс, человека крайне благородного, спокойного, уравновешенного и приветливого. Впоследствии он монаршей милостью стал первым графом Лавлейсом. Ни муж, ни трое детей-погодков не помешали Аде с упоением отдаться тому, что она считала своим призванием. Замужество даже облегчило ее труды: у нее появился бесперебойный источник финансирования в виде фамильной казны графов Лавлейсов.

В то время молодая аристократка, до самозабвения увлекающаяся математикой, естественным образом вызывала в свете по меньшей мере удивление. Жены других аристократов были по большей части правильные, скучные дамы с непритупленными инстинктами, пуще всего на свете обожавшие светскость и сплетни, а сообщество с большой охотой сплачивается в жестокости и беспощадности к чужим, к "белым воронам". В этой сложной ситуации истинным аристократом и лордом проявил себя муж молодой математички - он с одобрением отнесся к научным занятиям жены и стал помогать ей в этом, как мог.

Примерно в это время, конкретно в 1840 году, упоминавшийся ранее будущий создатель первой вычислительной машины Чарльз Бэббидж был в Италии, где читал лекции о своем изобретении. В отличие от Англии, в Италии его идеи, излагаемые в лекциях, имели шумный успех. Скорее всего, они читались по-французски, так как один из его слушателей, преподаватель Туринской артиллерийской академии Луиджи Менабреа, составил и издал на французском языке конспект под названием "Элементы аналитической машины Чарльза Бэббиджа". Этот текст по счастливому стечению обстоятельств попал в руки Ады Лавлейс, и она перевела его на английский язык, добавив к нему "Примечания переводчика". Надо заметить, что семья Байронов давно была знакома с Бэббиджем, так что, возможно, и не совсем случайно текст попал к молодой Аде. Как бы то ни было, эти "Примечания" вызвали настоящий восторг у Бэббиджа. Хотя Бэббидж и написал свыше 70 книг и статей, а также оставил большое количество неопубликованных описаний вычислительной машины, тем не менее, полного и понятного описания и, главное, анализа возможностей машины для решения различных задач он так и не сделал.

"Примечания" Ады Лавлейс не только с лихвой восполнили этот пробел, но и содержали глубокий анализ различных особенностей аналитической машины. Всего было восемь примечаний, и они были посвящены трем взаимосвязанным вопросам: особенностям работы всего устройства, его теоретическим возможностям и программированию решений конкретных задач на аналитической машине. Ада Лавлейс опубликовала три первые в мире вычислительные программы. Лучше всего ей удалась программа решения системы двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными, от которой оставался лишь шаг до общего оператора присваивания - одной из основополагающих операций всех языков программирования. Кроме того, она ввела понятие цикла - одной из фундаментальных конструкций структурного программирования. И, наконец, в третьей программе, составленной для вычисления чисел Бернулли, ею были придуманы рекурсивные вложенные циклы - тоже не последнее дело для будущего программирования.

В этой работе во всем своем богатстве и многообразии проявился своеобразный талант, коим наградили эту женщину ее папа и мама - поэт и математик. Кроме того, что она объяснила людям, что числа очень похожи на них и что при правильном к ним подходе они столь же управляемы и предсказуемы, как и люди, она, в силу своей особой чувствительности, унаследованной от отца, уже тогда, в безмятежной Англии первой половины XIX века, написала о проблемах, могущих возникнуть при использовании искусственного интеллекта. Но если вычислительная машина для викторианской Англии была просто забавой, а программирование - досужим капризом скучающей аристократки, то предостережение о том, что эта машина может быть агрессивной, было вообще непонятно чем. Дамы в аристократических салонах просто осатанели от сплетен. Понадобилось сто пятьдесят лет, чтобы тревогу леди Лавлейс поняли Джеймс Камерон и Арнольд Шварценнегер и создали фильм-предостережение под названием "Терминатор". Но это уже другая история.

Еще одним увлечением Ады была музыка. Объединив свои пристрастия, первая программистка предположила, что со временем аналитическая машина сможет сочинять музыкальные произведения. Что ж, теперь мы в состоянии оценить ее правоту и точность прогнозов.

Между тем, дочь поэта Байрона, будучи необыкновенно страстным человеком, так увлеклась идеей создания компьютера, что после того, как правительство Великобритании отказало Бэббиджу в финансовой поддержке, она вместе со своим мужем, графом Лавлейсом, попыталась найти деньги на вычислительную машину, играя на бегах. К ним присоединился и Бэббидж. Втроем они придумали, как им казалось, надежную систему ставок, подкрепленную специально для этой цели разработанной Адой программой, но эта ее первая программа для практического применения, к сожалению, дала сбой. Иначе говоря, их "компьютер", созданный для игры на бегах, "завис". Бэббидж и муж Ады, проиграв внушительные суммы, довольно скоро отказались от игры. Но Ада была другой - она продолжала "совершенствовать" свою "программу" и с помощью некой темной личности Джона Кросса упорно продолжала играть. К 1984 году она уже изрядно задолжала. Ее матери пришлось погасить долги, а заодно и выкупить компрометирующие ее дочь письма у Джона Кросса, оказавшимся, как и следовало ожидать, подонком.

Очевидно, не в последнюю очередь этот темный период жизни Ады Лавлейс подкосил ее силы. В начале пятидесятых годов появились первые признаки болезни, с которой она отчаянно боролась. Но болезнь победила, и 27 ноября 1852 года Ада Лавлейс скончалась в возрасте 37 лет. Точно в том же возрасте, в каком умер ее отец - поэт Джордж Байрон, от которого она унаследовала оригинальность мышления и пламенное сердце.

После смерти ее идеи вяло пытались оспаривать и критиковать некоторые мужчины-математики, но в целом это было неубедительно. Гораздо убедительней для оценки вклада леди Лавлейс в дело всеобщей компьютеризации было то, что в мае 1979 года министерство обороны Соединенных Штатов в конкурсе на разработку универсального языка программирования объявило победителем язык "Ада", названный так в честь Ады Августы Лавлейс - первого от сотворения мира программиста.