Начало: https://m.dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/o-pitanii-i-vospitanii-64d6f1b19e590127fb638c12
Наш первый вылет на штурмовку прошел 18 августа 1982 года. Я запомнил эту дату потому, что в этот день тогда отмечали день авиации. С утра мы построились эскадрой. Замполит, командир и старший советник поздравили нас с праздником, а потом все экипажи стали готовиться к вылету. Надо было уничтожить батальон перешедший на сторону духов. Батальон располагался в крепости Нахрин. Батальон состоял из только призванных крестьян, которым было всё равно на какой стороне воевать.
15 августа 1982 года, подошли три банды окружили батальон, запасы продовольствия в батальоне кончились. « Духи» предложили за продовольствие, сдать оружие, коммунистов и комсомольцев. Через три дня батальон разоружился и выдал «духам» коммунистов и комсомольцев. Всех их потом перестреляли.
Батальон с частью командиров, с полным вооружением перешел к духам. А вооружение было хорошее четыре "Шилки" (ЗСУ «Шилка» четыре 23 мм. зенитные пушки в башне с радаром, бронированные, скорострельность одной пушки 600 выстрелов в мин. На базе танка Т-55.) шесть бронетранспортеров (БТР), четыре танка Т-55. Минометы орудия пулеметы. Этого нельзя было оставлять"духам"
Вот всю нашу эскадру и подняли на этот батальон. Сначала по Нахрину отработало звено (свистков) четыре МИГ-21БИС. Потом их сменили четыре Су-25 (Грачи). Наконец дошла очередь и до нас.
Наши четыре МИ-8 несли ОФАБ-500 по две штуки. Еще четыре МИ-8 несли зажигательные баки по две штуки. Наша пара была в П.С.С.(поисково спасательная служба) и разведки. Задача состояла в том, чтобы летать на высоте и подавлять средства ПВО. Соответственно если кого собьют оказать помощь. У нас на борту был врач и десант.
Видно было хорошо, особенно когда восемь МИ-24 управляемыми ракетами уничтожили с малой высоты все «Шилки» и БТР. Вертолеты шли на малой высоте, огибая рельеф местности, руководил их полетом ведущий нашей группы, он же и цели командирам МИ-24 назначал.
Получилось так, что «Шилки» не ожидали удара с той стороны, откуда прилетели вертолеты. Башни у них были повернуты в противоположную сторону. Видно было, как от вертолетов отделились ракеты и пошли к «Шилкам» они летели доли секунды, потом врыв и от «Шилок» остались одни развалины. Так же произошло и с БТР.
По танкам бомбили МИ-8 500 кг бомбами. Каждый вертолет кинул по две бомбы на танк. От них ничего не осталось. Потом стали штурмовать крепость. Её забрасывали бомбами и зажигательными баками.
Вертолеты сменялись звеньями по четыре вертолета, одно звено работает, другое подлетает к месту бомбежки и пуску ракет. Начинает работу следующее звено, а то которое отработало, идет на заправку, зарядку. Так мы работали на протяжении четырех часов. Духам предложили сдаться. Дали на размышление один час.
За это время «духи» попытались сбежать в зеленку. Из крепости большинству удалось перебежать в нее, они оттуда открыли огонь по нашим вертолетам. Нам пришлось опять уйти на высоту. За зеленкой находилась отдельно стоящая горушка, которая возвышалась на четыреста пятьдесят метров.
Комэск приказал звену вертолетов четырем МИ-24 спрятаться на малой высоте за горушку. Нам приказал отлететь чуть в сторону от зеленки и быть готовыми прилететь ему на выручку. У нас были на пилонах РБК-250 по две штуке. (РБК- Разовая бомбовая кассета. При взрыве в воздухе делилась на более мелкие в последней кассете начинка была из шестеренок, болтов, шариков. Радиус поражения 150 метров). Когда он всех расставил по местам, сам парой стал проходить над « духами» на высоте где - то четыреста метров. «Духи» открыли из зеленки по ним огонь, из вертолета комэски появился дым и он стал снижаться.
Мы хотели идти на помощь, но голос комэски сказал:
- У меня на борту все нормально, выходите на точку бомбежки, цель сейчас приведу.
Как только он это сказал все увидали как за снижающимся вертолетом поскакала из зеленки большая группа всадников и несколько авто с пулеметами. Комэск вывел их точно на нас и скомандовал "сброс" я и штурман ведущего сбросили на них четыре РБК. Толпа уменьшилась наполовину.
Вертолет комэска зашел со снижением за горушку, за ним двигалась группа на лошадях и автомобилях. За горушкой их поджидала четыре МИ-24 на малой высоте, они выстроились в ряд. Оставшаяся толпа ринулась туда. Комэск уже развернулся и скомандовал «огонь». Вертолеты стали стрелять НАРС(неуправляемые авиационные ракетные снаряды) С-5с С-5ко(осколочные) . Сверху было видно, как дергались вертолеты, увеличивалось количество упавших людей и лошадей. Кто скакал сзади, поняли, что попали в засаду и повернули назад.
Да не тут то было. Комэск с дымом из хвоста, кинулся за ними, стреляя из трех пулеметов. За ним шла группа из четырех Ми-24. Сверху, ракетами и из пулеметов стреляла по «духам» наша пара. «Духи» оказались в западне, до зеленки им дойти не дали они были уничтожены в один момент. Да и зеленку уже утюжили "Грачи" и другая группа из четырех Ми-24. За шесть часов батальон и три банды были полностью уничтожены.
На следующий день нам разведка передала , что потери у «духов» были пятьсот человек убитыми и ранеными. Эскадра вернулась на базу без потерь. Когда стали разбираться, старший советник спросил комэска:
- Виктор Васильевич тебя, что, правда, подбили. Что я за дым, видал который, от тебя шел.
Тот ответил :
- Борттехник тряпку с соляркой поджег и в створках ее зажал, вот духи и подумали, что вертолет горит. Решили нас в плен взять.
-Без этой хитрости, нам бы их долго с зеленки выкуривать пришлось.
За эту операцию все экипажи были представлены к правительственным наградам. Комэск получил, орден «Ленина».
https://proza.ru/2012/10/26/1119
Продолжение : https://m.dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/taksisty-64d85479057cd66bdee806b7