Адвокат КА «Династия» Дмитрий Белышков выступил в Российской академии наук. В рамках Аспирантского юридического форума адвокат рассказал об использовании недопустимых доказательств в уголовном процессе.
Дмитрий Белышков отметил, что положения ст. 75 «Недопустимые доказательства» УПК во взаимосвязи с другими нормами, определяющими форму досудебного уголовного производства, формирует модель допустимости доказательств. При этом ст. 17 УПК на уровне принципа утверждает свободу оценки доказательств на основе внутреннего убеждения и отсутствие у каких-либо доказательств заранее установленной силы. Однако в п. 1 и 2 ч. 2 ст. 75 УПК явно присутствует идея формальной оценки доказательств. «Такое очевидное противопоставление в законе идей свободы оценки доказательств на основе внутреннего убеждения и формальной оценки свидетельствует о пробелах в понимании законодателем сущности и содержания свойства допустимости, его значения для правосудия по уголовным делам», – указал адвокат.
Недопустимые доказательства не могут быть положены в основу именно обвинения. В п. 22 ст. 5 УПК указано, что обвинением является утверждение о совершении конкретным лицом преступления, выдвинутое в установленном порядке. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность использования для доказывания невиновности лица сведений, которые признаками допустимых доказательств не обладают. Однако такие сведения неточно было бы называть «недопустимыми доказательствами», поскольку в силу принципа презумпции невиновности сведения в пользу подозреваемого (обвиняемого) считаются предустановленными, пока не доказано обратное.