Буквы, слова и цифры не у всех людей одинаковые. Попробуйте представить их узорами. Именно так их видят дислексики.
Дислексия - это особенность мышления, которая затрудняет распознавание, чтение и письмо слов. Люди с дислексией могут видеть буквы иначе, чем обычные читатели. Например, они могут:
- Перепутать буквы, которые похожи по форме или звуку, например, б и д, м и н, п и р.
- Переставить буквы в словах или слогах, например, солнаце вместо солнце, котал вместо лоток.
- Пропускать или добавлять буквы в словах, например, карта вместо карты, молоко вместо молко.
- Читать слова задом наперед или справа налево, например, тарелка вместо калерта, кот вместо ток.
- Видеть слова размыто, искажено или двоящимися.
Эти ошибки могут быть вызваны разными причинами, такими как:
- Нарушение фонологического анализа, то есть способности различать и сочетать звуки в словах.
- Нарушение визуального анализа, то есть способности распознавать и запоминать форму и порядок букв в словах.
- Нарушение пространственного ориентирования, то есть способности определять направление и положение букв и слов на странице.
- Нарушение внимания и памяти, то есть способности концентрироваться на чтении и запоминать прочитанное.
Дислексия, дисграфия и дискалькулия - это трудности в усвоении навыков чтения, письма и счета соответственно.
Эти нарушения считаются изолированными, то есть они не сказываются на общем уровне интеллекта и других навыках.
Они включены в Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), который действует в России и большинстве развитых стран.
В России эти диагнозы ставятся крайне редко.
Дислексия признается во многих странах мира, и для людей с этой особенностью создаются специальные условия для экзаменов и работы.
Например, в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Франции, Германии и других странах существуют законы и нормативы, которые обеспечивают дислексикам равные права и возможности в образовании и трудоустройстве
Специальные условия для дислексиков могут включать:
- Дополнительное время для выполнения заданий или тестов
- Использование аудио- или видеоматериалов вместо печатных текстов
- Использование компьютеров, специальных программ или аппаратов для чтения или письма
- Предоставление альтернативных форм оценки знаний или навыков
- Предоставление специальной поддержки или консультации от психологов, логопедов или других специалистов
Для того, чтобы получить такие условия, дислексикам нужно пройти диагностику и предоставить документы, подтверждающие наличие дислексии.
Дислексия простыми словами
Мышление дислексика - это способ восприятия и обработки информации, который отличается от обычного. Дислексики имеют трудности с распознаванием слов, чтением и письмом, но при этом могут быть творческими, визуальными, интуитивными и логическими
Причины дислексии
Существует несколько теорий о том, что вызывает дислексию, например, генетические, нейробиологические, психолингвистические или образовательные. Каждая из этих теорий объясняет разные аспекты мышления дислексика и его взаимодействия с окружающей средой.
Типы дислексии
Существуют разные виды дислексии, которые влияют на разные уровни языковой системы, такие как фонологическая (звуковая), лексическая (словесная), синтаксическая (грамматическая) или семантическая (смысловая). Каждый тип дислексии имеет свои особенности мышления и обучения.
Степени дислексии
Дислексия может быть легкой, средней или тяжелой, в зависимости от того, насколько сильно она затрудняет чтение и письмо. Степень дислексии также зависит от индивидуальных особенностей человека, таких как возраст, образование, мотивация, самооценка и поддержка окружающих.
В целом, мышление дислексика характеризуется следующими чертами:
Визуальность
Дислексики лучше воспринимают и запоминают информацию в виде изображений, символов, цветов или схем. Они также могут иметь хорошее пространственное мышление и ориентирование.
Глобальность
Дислексики склонны видеть целое вместо деталей и улавливать общий смысл вместо конкретных фактов. Они также могут быть хорошими стратегами и решать сложные задачи.
Творчество
Дислексики могут быть оригинальными, нестандартными и инновационными в своем мышлении. Они также могут быть художественно одаренными и иметь музыкальный или актерский талант.
Интуиция
Дислексики могут полагаться на свое шестое чувство и интуитивно понимать то, что другим трудно объяснить или доказать. Они также могут быть чувствительными к эмоциям и настроениям других людей.
Логика
Дислексики могут быть хорошими в математике, физике, химии или других точных науках, если они понимают логику и смысл формул и правил. Они также могут быть хорошими в абстрактном мышлении и символической системе.
Мышление дислексика - это не недостаток, а особенность, которая может быть использована как сильная сторона. Дислексики могут достигать успеха в разных сферах жизни, если они получают подходящее обучение и поддержку.
Дислексия - это особенность, своеобразный ключ в мир, где обыденное соседствует с фантастическим. В дислексии скрыт потенциал великого художника.