Найти в Дзене

Палевский жилмассив: история и фото

Оглавление

Пансионат на Черном море? Нет, это Палевский жилмассив в Невском районе Петербурга. Дома, увитые диким виноградом, кусты розы, жасмина и барбариса вокруг — действительно напоминают юг, и не зная историю фотографий, место можно принять за Анапу или Геленджик.

Заросли барбариса
Заросли барбариса

Дома в стиле советской неоклассики, зеленые дворы — откуда такое чудо? Расскажу, что удалось узнать, но главное, покажу вам эту красоту. Много современных фото и несколько исторических снимков.

Вид на один из домов со стороны проспекта Елизарова
Вид на один из домов со стороны проспекта Елизарова

Как добраться

Доехали до метро Елизаровская (зеленая ветка, две остановки от Маяковской), прошли 100 метров по одноименному проспекту, и вы на месте.

Территория жилмассива выделена синей рамкой
Территория жилмассива выделена синей рамкой

Проспект Елизарова. Двухэтажный дом впереди — начало Палевского
Проспект Елизарова. Двухэтажный дом впереди — начало Палевского

Вход во двор со стороны улицы Ольги Берггольц
Вход во двор со стороны улицы Ольги Берггольц

Территория жилмассива находится между двумя проспектами — Елизарова и Обуховской обороны и улицей Ольги Берггольц. Всего 19 домов, в 2001 году они получили статус памятников культуры.

Ворота на входе:

-6

История Палевского жилмассива

Название — от фамилии владельцев Александровской ситценабивной фабрики, семейства Паль примерно в 1 км от этого места, на берегу Невы. Самый известный из них — Карл Яковлевич (1845-1910). Преобразовал небольшое производство в Александро-Невскую мануфактуру, одну из крупнейших по выделке текстиля в России.

Реклама мануфактуры начала ХХ века
Реклама мануфактуры начала ХХ века

После 1917 года фабрика национализирована, сменила ряд статусов, в конечном итоге получила название прядильной-ткацкой имени В. Ногина. Именно для ее рабочих и затеяли в 1925 году строительство новых домов. Точнее, для ИТР и ведущих мастеров. Проспекту же впоследствии дали имя Марка Елизарова, зятя Ленина (муж сестры Анны).

Строили Палевский на паях, при участии госсредств. Будущие жильцы ничего не вкладывали. Основные дольщики — прядильная фабрика и еще несколько предприятий рядом. Некоторые историки говорят, что с финансированием сильно помог металлургический завод, ткачи самостоятельно не вытянули бы строительство.

Архитекторы — Алексей Зазерский и Николай Рыбин.

Алексей Иванович — автор проекта кооперативного дома на Петроградке (Каменноостровский проспект, 73-75), шедевра неоклассики. А Николай Федорович «придумал» городок текстильщиков на Лесном проспекте.

Интересно, что изначально победу в конкурсе на застройку одержал Иван Фомин, не менее известный архитектор. В частности, автор проекта особняка Половцова на Каменном острове.

Проект Фомина
Проект Фомина

В итоге его идею посчитали слишком смелой и не очень удобной. Дома расположились бы так, что жильцы невольно заглядывали в окна друг другу. Удивительно, ведь дух времени наоборот — коллективизм.

У Зазерского & Рыбина совсем другая концепция:

Вид с высоты, наше время
Вид с высоты, наше время

Только что сданная первая очередь, 1926 год
Только что сданная первая очередь, 1926 год

Дома похожи, но на самом деле здесь нет двух одинаковых зданий. Несколько линий по периметру и внутри комплекса, в центре — регулярный сквер.

Фото 30-х годов
Фото 30-х годов

Архитектурная особенность Палевского — арки, соединяющие дома.

Между линиями — сквозной проход
Между линиями — сквозной проход

По замыслу создателей это «город-сад» в миниатюре.

Во дворе дома по проспекту Обуховской обороны, 95 к.8
Во дворе дома по проспекту Обуховской обороны, 95 к.8

Фото конца 50-х годов
Фото конца 50-х годов

Сейчас нет ни скульптур, ни фонтана.

До начала 30-х годов здесь жила Ольга Берггольц (ныне дом №8 по проспекту Елизарова). В честь нее в 1978 году переименовали бывшую Мартыновскую улицу.

Палевский жилмассив сейчас

На мой взгляд, здесь идеальный баланс — территория ухожена, при этом нет показушной «вылизанности» как в элитных поселках.

-15

Уму непостижимо: в «околоцентре» Петербурга два квартала советской неоклассики. Главное, что она малоэтажная. Как сейчас говорят, таунхаусы. С отдельными входами в квартиры.

-16

В чуть заросших дорожках — свое очарование. Как хорошо, что здесь не косят траву под корень.

-17
-18

Придомовая территория:

-19
-20

Многие дома обнимает дикий виноград:

-21
-22

В начале лета здесь цветет буквально все. Яблони, сирень, розы.

Калина Бульденеж
Калина Бульденеж

Разнотравье
Разнотравье

Отсюда не хочется уходить. Поставил бы тут палатку и жил:) Если серьезно, в Палевском очень редко кто продает квартиру. Таким местом дорожат. Лишь бы застройщики не попытались что-нибудь «откусить» — район Елизаровской активно осваивают.

В каждой детали видна любовь жителей
В каждой детали видна любовь жителей

В Петербурге сохранилось множество рабочих жилмассивов 20-30-х годов XX века. Все они в разном состоянии, каждой по-своему уникален. Вот и Палевский ни на кого не похож. Построен он настолько добротно, что, дай Бог, еще 100 лет простоит. Факт того, что жители держатся за свои квартиры, устраивают такую красоту (присмотритесь к балкончикам на предыдущем фото) — о многом говорит.

На возможный вопрос «а что там внутри» (старый фонд часто красив только снаружи) — нашел фото одной из квартир в блоге Владаса Майминаса.

Лестница на второй этаж
Лестница на второй этаж

Обратите внимание на ширину половиц — жильцы сохранили оригинальные. Печь «выходит» с кухни, после проведения центрального отопления не действует:

-27

Особенность домов — перекрытия, где использовали крановые рельсы. Благодаря им запас прочности очень мощный.

Кто жил раньше, живет сейчас или был в гостях в Палевском — откликнитесь в комментариях, хотелось бы узнать больше, как там все устроено.

P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии.