Найти в Дзене

Витебский вокзал: чудо в стиле модерн

Оглавление

Вокзал как произведение искусства? В случае с Витебским — тысячу раз «да»! На этой прогулке — изучим неповторимые детали его фасадов, пройдем путями пассажиров I и III класса, заберемся в часовую башню, заглянем в великокняжеские комнаты.

Как добраться

Все просто: доезжаем до станции метро Пушкинская, и почти сразу на выходе — вот он, Витебский вокзал.

Слева — павильон Пушкинской. Справа — вокзал
Слева — павильон Пушкинской. Справа — вокзал

Также рядом — одноименная остановка нескольких маршрутов автобуса и троллейбуса.

Как добраться до Витебского вокзала, карта местности
Как добраться до Витебского вокзала, карта местности

Немного истории

Здесь началась железная дорога в России. Это сейчас она кажется обычным делом, а 200 лет назад каких только баек не ходило в просвещенной Европе. Вплоть до того, что у пассажиров развивается слабоумие.

Соответственно и наш император Николай I относился с предубеждением к идее строительства. Пока ее не «продал» совсем под другим соусом инженер Франц фон Герстнер. «Ваше величество, вы только представьте: случись, не дай Бог, заварушка в стране, паровоз домчит войска на ее устранение в 20 раз быстрее». Примерно так)

Николай I, травмированный на всю жизнь мятежом 1825 года, дал добро, отрезав при этом: «денег из казны не дам!»

В итоге спонсором выступила частная компания, основые акционером которой был граф Алексей Бобринский («левый» внук Екатерины II, между прочим). И вот в 1837 году паровоз «Проворный» под водительством самого фон Герстнера повез императора с челядью в Царское Село.

Первое время на это «чудо дивное» собирались поглазеть толпы народа, а состав до Царского Села курсировал совершенно бесплатно. Привлечение клиентов, однако)

Первый деревянный вокзал построили на месте нынешнего павильона станции метро Пушкинская. А в 1852 — заменили каменным по соседству. Достаточно скромный проект Константина Тона сохранился на множестве рисунков и фотографий того времени:

К началу XX века старое здание не справлялось с возросшим пассажиропотоком, поэтому руководство железной дороги решило строить новое по проекту Станислава Бржозовского и Симы Минаша. К слову, его горячо поддержал Николай II — новый Царскосельский вокзал должен был соответствовать императорскому уровню.

Бржозовский отвечал за инженерную часть, Минаш — за внутренний и внешний декор. Электрическая вентиляция, лифты, багажная машина, крытый перрон — все по последнему слову техники. А главное, это первое общественное здание такого уровня в стиле модерн.

1 августа 1904 состоялось торжественное открытие. Саму дорогу к тому же продлили до Витебска, отсюда название вокзала (позже аж до Одессы дотянули).

Витебский вокзал, фото 1910 года
Витебский вокзал, фото 1910 года

Переносимся обратно в 2024 год, смотрим, что есть сейчас. Движение начнем слева направо.

Западный фасад

Выходит на Винокурцевский проезд.

-5

С одной стороны, все знакомые элементы из классики — фронтон, тяги, триглифы, замковый камень, рустованная отделка. С другой — растительный орнамент и маскароны:

-6

А еще декор, похожий на заклепки чемодана:

-7

Вот здесь они явно заметны, более того, вся эта часть похожа на чемодан. А крышу вместо треугольного фронтона венчает плавный щипец.

-8

Центральный фасад

Если смотреть на вокзал со стороны Загородного проспекта, то он похож на огромный паровоз. Башня с часами — как труба, средняя часть — котел, а зал с куполом — как кабина машиниста. Не знаю, намеренно или невольно это получилось у Станислава Бржозовского, но картинка вполне достоверная.

Здание Витебского вокзала сравнивают с паровозом
Здание Витебского вокзала сравнивают с паровозом

Пути пассажиров разного класса не пересекались. Согласно купленным билетам ты идешь налево или направо. В часовой башне — вход для третьего, в части с куполом — для первого и второго. В конечном итоге, правда, они сливаются на перроне. Состав один и тот же, просто вагоны разные. Как сейчас есть СВ, купе и плацкарт.

Над часами — сова, самый распространенный символ эпохи модерна.

Часовая башня Витебского вокзала
Часовая башня Витебского вокзала

Как и часы, она — со всех сторон:

Часовая башня Витебского вокзала
Часовая башня Витебского вокзала

Нынешний главный вход раньше был багажным. В 2014 году, к столетию начала I мировой войны здесь установили памятник русским солдатам, отправляющимся на фронт.

Памятник русской гвардии у Витебского вокзала
Памятник русской гвардии у Витебского вокзала

Ризалит с огромным окном и куполом — это и есть пространство для I / II класса. Сейчас вход здесь закрыт.

-13

Слева и справа — гербы Петербурга и Витебска соответственно. И снова «заклепки».

-14

Входной вестибюль перетекает в самую роскошную часть вокзала, похожую на дворец. Внутри — зал ожидания и ресторан.

-15
-16

Восточный фасад

Главная его особенность — балконы.

-17
-18

Появляются львы:

-19

А вот подсолнухи - флагодержатели «растут» по всему периметру здания.

-20

Вдоль Введенского канала направляемся к Императорскому павильону.

-21

Императорский павильон

Это отдельная платформа для Николая II и семьи в поездках к пригородам. Сюда же прибывали иностранные гости. Так же проект Бржозовского.

Императорский павильон Витебского вокзала
Императорский павильон Витебского вокзала

Драконов в Петербурге я видел предостаточно, но таких — впервые.

Императорский павильон Витебского вокзала
Императорский павильон Витебского вокзала

Долгие годы павильон был закрыт, однако осенью 2024 началась реставрация. Нам удалось заглянуть внутрь и увидеть парадный вестибюль, приемный зал Николая II с камином, комнату для свиты, витражи на окнах и многое другое.

Дальше — идем собственно в сам вокзал.

Путь пассажиров III класса

Начинался с часовой башни. Теперь этот вестибюль — для выхода.

-24

Скамьи — те самые, а вот вместо касс было багажное отделение. Еще на входе служащие подхватывали чемоданы, картонки, коробки.

-25

Помните у Маршака:

«Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку»

Путь багажа до состава — механизирован почти как в современных аэропортах. Зашли, отдали груз, следуете налегке в ресторан. «Под капотом» этой системы — подземная транспортировочная лента и специальные лифты для подъема багажа на перрон.

Эти персонажи взирают с колонн уже 120 лет:

-26

Дальше поднимаемся на второй этаж:

-27

Где следовало для начала...подкрепиться, конечно!

-28

Отделка полностью восстановлена, при этом до сих пор работают оригинальные механизмы.

Как, вы думаете, ухаживали за этими светильниками?

-29

На стене есть неприметное устройство. С его помощью светильники опускаются вниз.

Производство Siemens & Halske
Производство Siemens & Halske

Подкрепились — пошли отдохнуть в зал ожидания.

Зал ожидания Витебского вокзала
Зал ожидания Витебского вокзала

Дизайн по принципу «изнутри наружу» — декор внутренних помещений в одном стиле с декором фасадов — особенность стиля модерн.

-32

При этом есть как общие (знакомые «заклепки»):

-33

Так и уникальные детали. Маки, например.

-34

Символ спокойствия и сна: пообедал, прикорнул перед отправлением.

Витражи на внутренних окнах:

-35

Из кафе есть выход на винтовую лестницу, ведущую на чердак и к часам на башне.

Это крыша центральной части фасада, за окнами справа — буквы Витебский вокзал:

Чердак Витебского вокзала
Чердак Витебского вокзала

А это те самые часы. Сейчас тут цифровой механизм.

Часы Витебского вокзала
Часы Витебского вокзала

Спускаемся вниз, и выходим в световой зал.

-39

Галерею на первом этаже облюбовали для фотосессий:

-40

Ну как тут не запечатлеть эту красоту:

У западной стены светового зала стоит «виновник» всего этого великолепия —Франц фон Герстнер с миниатюрой «Проворного» в руках:

Памятник Францу фон Герстнеру
Памятник Францу фон Герстнеру

Дальше — выход на перрон, но прежде мы пройдем путем пассажира I класса.

Путь пассажиров I и II класса

Напомню, что вход был через ризалит с куполом:

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Внутри — просторный вестибюль и мраморная лестница для выхода в световой зал слева и зал ожидания с рестораном справа.

-44

Окно с витражом:

-45

Кажется, что время здесь остановилось.

-46

Фото 1908 года:

-47

Фото 2024 года:

-48

На стенах — вагнеровские каннелюры и бог Меркурий. С одной стороны — панно с видом Петербурга:

-49

С другой — Одессы:

-50

Николай I на фото 1908 года:

-51

И 2024:

-52

А личность этой дамы мне установить не удалось. Кто знает, подскажите в комментариях)

-53

Кому было невтерпеж, могли домчаться до ресторана на лифте:

-54

Ну а мы поднимемся по лестнице.

Сперва попадаем в зал ожидания для пассажиров I класса:

-55

За перегородкой справа — бывший ресторан, теперь это пространство используется только для показа экскурсантам.

-56

А вход-то как оформлен:

-57

Почти все ключевые помещения Витебского вокзала капитально обновили к футбольному чемпионату мира в 2018. В том числе и это.

На одной из колонн реставраторы специально оставили для сравнения фрагмент исторической отделки:

-58

Говорят, что буфет — точная копия собрата из парижского ресторана Maxim:

-59
-60

Вид из окна:

-61

В зале ожидания и раньше, и сейчас время от времени проходят выставки, камерные концерты. Даже показ модной коллекции был.

На стенах — панно, посвященные истории железных дорог в России. Но больше всего меня поразила скамья из Царскосельского еще вокзала — ей 150 лет. Артефакт, на котором можно запросто посидеть:

-62

За дверями слева от скамьи — публичный сортир с сохранившимися до наших дней дверями:

-63

Обратите внимание, что вход в женскую и мужскую уборную — разной высоты. Как вы думаете, почему?

-64

Дальше следует проход в бывший великокняжеский зал. Здесь ждали поезда родственники императора. Отдельной платформы у них не было, но был свой мини-зал ожидания, отсюда же — выход на перрон.

-65

Теперь это — дирекция вокзала.

-66

А мы возврашаемся к пути простых смертных. Из зала ожидания для пассажиров первого класса — выход в световую галерею, и уже из нее — в дебаркадер. Здесь-то и встречались все путешественники независимо от стоимости билета.

Дебаркадер

Так называется крытый перрон вокзала. Таких всего три в стране (также в Калининграде и Киевском вокзале в Москве). Причем, это не навес, а полностью изолированная конструкция.

-67

Именно это место мы знаем по множеству фильмов. Что тут только не снимали: от «Анны Карениной» до «Шерлока Холмса».

-68

Лифт раньше использовали для подъема багажа, теперь — для пассажиров с ограниченными возможностями.

-69

Казалось бы: железнодорожная платформа, зачем здесь излишние «красивости». Но когда смотришь на металлодекор вокруг, понимаешь, что без него Витебский был бы не тем, что он есть.

-70
-71
-72

Дебаркадер Витебского вокзала уникален: напомню, что для выхода к поездам мы поднимались на второй этаж.

-73

Вид снаружи, со стороны Винокурцевского проезда:

-74

Это сделали изначально, дабы ж/д пути не пересекались с набережной Обводного канала.

А еще здесь как ни на одном другом вокзале — тот самый запах железной дороги. Так и тянет купить билет и уехать куда глаза глядят)

-75

В этом месте мы сегодня и остановимся.

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Посвящение и благодарность И.К.

Петербург после заката: 70 фотографий
Прогулки по Петербургу: не попса12 ноября 2023

P.P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.