Вокзал как произведение искусства? В случае с Витебским — тысячу раз «да»! На этой прогулке — изучим неповторимые детали его фасадов, пройдем путями пассажиров I и III класса, заберемся в часовую башню, заглянем в великокняжеские комнаты.
Как добраться
Все просто: доезжаем до станции метро Пушкинская, и почти сразу на выходе — вот он, Витебский вокзал.
Также рядом — одноименная остановка нескольких маршрутов автобуса и троллейбуса.
Немного истории
Здесь началась железная дорога в России. Это сейчас она кажется обычным делом, а 200 лет назад каких только баек не ходило в просвещенной Европе. Вплоть до того, что у пассажиров развивается слабоумие.
Соответственно и наш император Николай I относился с предубеждением к идее строительства. Пока ее не «продал» совсем под другим соусом инженер Франц фон Герстнер. «Ваше величество, вы только представьте: случись, не дай Бог, заварушка в стране, паровоз домчит войска на ее устранение в 20 раз быстрее». Примерно так)
Николай I, травмированный на всю жизнь мятежом 1825 года, дал добро, отрезав при этом: «денег из казны не дам!»
В итоге спонсором выступила частная компания, основые акционером которой был граф Алексей Бобринский («левый» внук Екатерины II, между прочим). И вот в 1837 году паровоз «Проворный» под водительством самого фон Герстнера повез императора с челядью в Царское Село.
Первое время на это «чудо дивное» собирались поглазеть толпы народа, а состав до Царского Села курсировал совершенно бесплатно. Привлечение клиентов, однако)
Первый деревянный вокзал построили на месте нынешнего павильона станции метро Пушкинская. А в 1852 — заменили каменным по соседству. Достаточно скромный проект Константина Тона сохранился на множестве рисунков и фотографий того времени:
К началу XX века старое здание не справлялось с возросшим пассажиропотоком, поэтому руководство железной дороги решило строить новое по проекту Станислава Бржозовского и Симы Минаша. К слову, его горячо поддержал Николай II — новый Царскосельский вокзал должен был соответствовать императорскому уровню.
Бржозовский отвечал за инженерную часть, Минаш — за внутренний и внешний декор. Электрическая вентиляция, лифты, багажная машина, крытый перрон — все по последнему слову техники. А главное, это первое общественное здание такого уровня в стиле модерн.
1 августа 1904 состоялось торжественное открытие. Саму дорогу к тому же продлили до Витебска, отсюда название вокзала (позже аж до Одессы дотянули).
Переносимся обратно в 2024 год, смотрим, что есть сейчас. Движение начнем слева направо.
Западный фасад
Выходит на Винокурцевский проезд.
С одной стороны, все знакомые элементы из классики — фронтон, тяги, триглифы, замковый камень, рустованная отделка. С другой — растительный орнамент и маскароны:
А еще декор, похожий на заклепки чемодана:
Вот здесь они явно заметны, более того, вся эта часть похожа на чемодан. А крышу вместо треугольного фронтона венчает плавный щипец.
Центральный фасад
Если смотреть на вокзал со стороны Загородного проспекта, то он похож на огромный паровоз. Башня с часами — как труба, средняя часть — котел, а зал с куполом — как кабина машиниста. Не знаю, намеренно или невольно это получилось у Станислава Бржозовского, но картинка вполне достоверная.
Пути пассажиров разного класса не пересекались. Согласно купленным билетам ты идешь налево или направо. В часовой башне — вход для третьего, в части с куполом — для первого и второго. В конечном итоге, правда, они сливаются на перроне. Состав один и тот же, просто вагоны разные. Как сейчас есть СВ, купе и плацкарт.
Над часами — сова, самый распространенный символ эпохи модерна.
Как и часы, она — со всех сторон:
Нынешний главный вход раньше был багажным. В 2014 году, к столетию начала I мировой войны здесь установили памятник русским солдатам, отправляющимся на фронт.
Ризалит с огромным окном и куполом — это и есть пространство для I / II класса. Сейчас вход здесь закрыт.
Слева и справа — гербы Петербурга и Витебска соответственно. И снова «заклепки».
Входной вестибюль перетекает в самую роскошную часть вокзала, похожую на дворец. Внутри — зал ожидания и ресторан.
Восточный фасад
Главная его особенность — балконы.
Появляются львы:
А вот подсолнухи - флагодержатели «растут» по всему периметру здания.
Вдоль Введенского канала направляемся к Императорскому павильону.
Императорский павильон
Это отдельная платформа для Николая II и семьи в поездках к пригородам. Сюда же прибывали иностранные гости. Так же проект Бржозовского.
Драконов в Петербурге я видел предостаточно, но таких — впервые.
Долгие годы павильон был закрыт, однако осенью 2024 началась реставрация. Нам удалось заглянуть внутрь и увидеть парадный вестибюль, приемный зал Николая II с камином, комнату для свиты, витражи на окнах и многое другое.
Дальше — идем собственно в сам вокзал.
Путь пассажиров III класса
Начинался с часовой башни. Теперь этот вестибюль — для выхода.
Скамьи — те самые, а вот вместо касс было багажное отделение. Еще на входе служащие подхватывали чемоданы, картонки, коробки.
Помните у Маршака:
«Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку»
Путь багажа до состава — механизирован почти как в современных аэропортах. Зашли, отдали груз, следуете налегке в ресторан. «Под капотом» этой системы — подземная транспортировочная лента и специальные лифты для подъема багажа на перрон.
Эти персонажи взирают с колонн уже 120 лет:
Дальше поднимаемся на второй этаж:
Где следовало для начала...подкрепиться, конечно!
Отделка полностью восстановлена, при этом до сих пор работают оригинальные механизмы.
Как, вы думаете, ухаживали за этими светильниками?
На стене есть неприметное устройство. С его помощью светильники опускаются вниз.
Подкрепились — пошли отдохнуть в зал ожидания.
Дизайн по принципу «изнутри наружу» — декор внутренних помещений в одном стиле с декором фасадов — особенность стиля модерн.
При этом есть как общие (знакомые «заклепки»):
Так и уникальные детали. Маки, например.
Символ спокойствия и сна: пообедал, прикорнул перед отправлением.
Витражи на внутренних окнах:
Из кафе есть выход на винтовую лестницу, ведущую на чердак и к часам на башне.
Это крыша центральной части фасада, за окнами справа — буквы Витебский вокзал:
А это те самые часы. Сейчас тут цифровой механизм.
Спускаемся вниз, и выходим в световой зал.
Галерею на первом этаже облюбовали для фотосессий:
Ну как тут не запечатлеть эту красоту:
У западной стены светового зала стоит «виновник» всего этого великолепия —Франц фон Герстнер с миниатюрой «Проворного» в руках:
Дальше — выход на перрон, но прежде мы пройдем путем пассажира I класса.
Путь пассажиров I и II класса
Напомню, что вход был через ризалит с куполом:
Внутри — просторный вестибюль и мраморная лестница для выхода в световой зал слева и зал ожидания с рестораном справа.
Окно с витражом:
Кажется, что время здесь остановилось.
Фото 1908 года:
Фото 2024 года:
На стенах — вагнеровские каннелюры и бог Меркурий. С одной стороны — панно с видом Петербурга:
С другой — Одессы:
Николай I на фото 1908 года:
И 2024:
А личность этой дамы мне установить не удалось. Кто знает, подскажите в комментариях)
Кому было невтерпеж, могли домчаться до ресторана на лифте:
Ну а мы поднимемся по лестнице.
Сперва попадаем в зал ожидания для пассажиров I класса:
За перегородкой справа — бывший ресторан, теперь это пространство используется только для показа экскурсантам.
А вход-то как оформлен:
Почти все ключевые помещения Витебского вокзала капитально обновили к футбольному чемпионату мира в 2018. В том числе и это.
На одной из колонн реставраторы специально оставили для сравнения фрагмент исторической отделки:
Говорят, что буфет — точная копия собрата из парижского ресторана Maxim:
Вид из окна:
В зале ожидания и раньше, и сейчас время от времени проходят выставки, камерные концерты. Даже показ модной коллекции был.
На стенах — панно, посвященные истории железных дорог в России. Но больше всего меня поразила скамья из Царскосельского еще вокзала — ей 150 лет. Артефакт, на котором можно запросто посидеть:
За дверями слева от скамьи — публичный сортир с сохранившимися до наших дней дверями:
Обратите внимание, что вход в женскую и мужскую уборную — разной высоты. Как вы думаете, почему?
Дальше следует проход в бывший великокняжеский зал. Здесь ждали поезда родственники императора. Отдельной платформы у них не было, но был свой мини-зал ожидания, отсюда же — выход на перрон.
Теперь это — дирекция вокзала.
А мы возврашаемся к пути простых смертных. Из зала ожидания для пассажиров первого класса — выход в световую галерею, и уже из нее — в дебаркадер. Здесь-то и встречались все путешественники независимо от стоимости билета.
Дебаркадер
Так называется крытый перрон вокзала. Таких всего три в стране (также в Калининграде и Киевском вокзале в Москве). Причем, это не навес, а полностью изолированная конструкция.
Именно это место мы знаем по множеству фильмов. Что тут только не снимали: от «Анны Карениной» до «Шерлока Холмса».
Лифт раньше использовали для подъема багажа, теперь — для пассажиров с ограниченными возможностями.
Казалось бы: железнодорожная платформа, зачем здесь излишние «красивости». Но когда смотришь на металлодекор вокруг, понимаешь, что без него Витебский был бы не тем, что он есть.
Дебаркадер Витебского вокзала уникален: напомню, что для выхода к поездам мы поднимались на второй этаж.
Вид снаружи, со стороны Винокурцевского проезда:
Это сделали изначально, дабы ж/д пути не пересекались с набережной Обводного канала.
А еще здесь как ни на одном другом вокзале — тот самый запах железной дороги. Так и тянет купить билет и уехать куда глаза глядят)
В этом месте мы сегодня и остановимся.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Посвящение и благодарность И.К.
P.P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.