Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда его не ценили на работе.
Несправедливое отношение очень сильно понижает мотивацию, создает ощущение внутреннего протеста и разочарования.
Расстроенный сотрудник чувствует обиду и возмущение. Все это не способствует дальнейшему проявлению инициативы, что в итоге тормозит его развитие и карьерный рост.
Если человека постоянно обесценивают, не принимают во внимание его точку зрения, отвергают идеи и предложения, то очень скоро он эмоционально отстраняется и выполняет свою работу без былого энтузиазма и личной вовлеченности. Что естественным образом понижает качество его работы.
Кроме того, выказываемое пренебрежение больно бьет и по самооценке.
Давайте узнаем, как не попасть в ловушку обесценивания и эффективно противостоять этой неприятной манипуляции, исходящей будь то от коллег или от самого руководителя.
Что такое обесценивание?
Обесценивание можно легко причислить к неявной форме агрессии. Ведь обесценивание с психологической точки зрения представляет собой унижение, связанное с чужим демонстративным превосходством.
Обесценивание нередко представляется принятой нормой взаимоотношений в разных социальных группах, как на семейно-бытовом уровне, так и на профессиональном.
Помимо агрессивной подоплеки в основе обесценивания может также лежать защитный механизм. Он проявляется, когда человек испытывает негативные эмоции, например, зависть, боль или вину.
Желая избавиться от неприятных переживаний, человек возвращает себе иллюзию собственной значимости и использует для этого обесценивание. Так он повышает свою самооценку за счет унижения другого.
Например, более инициативный и смелый сотрудник смог реализовать проект, который другой так и не решился сделать. В результате вместо слов поздравлений он обесценивает успех коллеги такими замечаниями как «Любой бы с этим справился», «Ничего особенного в этой работе нет», «Я не считаю этот проект заслуживающим внимания» и пр.
Еще одной причиной обесценивания можно назвать манипуляцию. С ее помощью директор может внедрять сотрудникам установку, что они мало стараются и плохо справляются со своими обязанностями. Это делается для того, чтобы в итоге заставить их работать еще больше или не платить премии за высокую нагрузку.
Ситуации обесценивания на работе
Чтобы научиться противостоять обесцениванию, важно вовремя замечать его.
Самообесценивание. Пожалуй, самой обидной формой обесценивания является самообесценивание, когда человек не ценит себя, свой труд, свои способности, таланты и достижения.
Так в ответ на похвалу от коллеги человек будет подчеркивать, что ничего особенного не сделал, что не вполне доволен результатом, что можно было сделать эту работу еще лучше и все в подобном роде.
Поступая таким образом, он унижает и дискредитирует себя в глазах другого. И в следующий раз его хвалить уже не станут.
Это происходит из-за низкой самооценки и неуверенности в себе. Вот почему так важно развивать в себе чувство собственного достоинства, чтобы не только уметь принимать комплименты, но и эффектно презентовать себя.
Непрошенное оценивание. Одно дело, когда мы слышим комплименты и совсем другое – когда в наш адрес летят колкие замечания и критические оценки.
Такие фразы как «Что-то ты выглядишь неважно», «А не пора ли в отпуск», «Что-то ты похудел» и пр. вряд ли принесут пользу, а вот настроение могут испортить изрядно.
«Ценные» советы. Никому не нужны непрошенные советы. Если в нашу обязанность не входит обратная связь, когда мы вынуждены оценивать работу других сотрудников, то давать какие-либо оценки чужим действиям не представляется необходимым, пока нас об этом не спросят.
Если же мы из благих побуждений хотим дать профессиональный совет коллеге, то в первую очередь следует поинтересоваться у него, хочет ли он получить нашу рекомендацию.
Запрет на эмоции. В рабочей атмосфере многие из нас могли слышать такие фразы: «Все эмоции оставляйте дома».
Безусловно на работе важно соблюдать субординацию и проявлять уважение, не переходя на личности. Но запрещать человеку эмоции тоже нельзя, ведь все мы живые люди.
Более того, эмоции нередко делают нашу работу более результативной, ведь они дают энергию по-настоящему воодушевленным и мотивированным сотрудникам.
Игнорирование предложений, идей и инициатив. Если руководство предприятия игнорирует сотрудников, оставляя их идеи без обсуждения и внимания, то очень скоро от их инициативности не останется ничего.
Поэтому даже неподходящие по ряду причин предложения не стоит оставлять без внимания, просто объяснив, почему озвученная идея не представляется реализуемой на данный момент.
Неуместные сравнения. С ситуацией сравнения могут столкнуться новые сотрудники, занявшие места тех, кто был до них.
Подобные фразы как «Ваш предшественник таких ошибок не допускал», «Он по сравнению с Вами работал значительно быстрее» и пр. не стоит пропускать мимо ушей, акцентируя внимания критиков на том, что для адаптации на новом месте требуется время.
К тому же все люди разные, одни обладают такими достоинствами, другие – иными. И это совершенно не значит, что один лучше другого.
Принижение достигнутых результатов. Этим часто грешат именно руководители, которые не хотят, чтобы их подчиненные были высокого мнения о своей работе.
Фразы: «Другого я и не ждал», «Это твоя работа», «Так и должно быть» в качестве оценки достигнутого результата обесценивают труд.
Пусть выполнение задач проекта и входят в трудовые обязанности сотрудника, но это совсем не отменяет похвалы за отлично сделанную работу.
Как противостоять обесцениванию?
Как только мы замечаем ситуацию обесценивания важно корректно, но в то же время четко обозначить личные границы, не переходя в агрессию.
Например, в ответ на непрошенный совет или критическое замечание выразить благодарность за проявленное внимание и участие. Но в то же время важно подчеркнуть, что в следующий раз мы обязательно обратимся за советом, если он нам потребуется.
Если же наши достижения принижаются, то стоит акцентировать, что этот проект имеет большую значимость для нас, что он занял немало сил и времени.
А если разговор все-таки развивается в неприятном для нас ключе, то его всегда можно прервать, сославшись на высокую занятость.
Теперь мы знаем, как реагировать на обесценивание, а значит не попадем в его ловушку.
Компания «Дом Свечей» желает всем успехов в работе!
А для стабилизации своего эмоционального состояния после контакта с неприятными людьми, используйте аромат.
Приятное благоухание помогает вернуть доброе расположение духа даже после стрессового дня.
Заходите на сайт, чудесные интерьерные парфюмы ждут Вас!
#работа #практика #обесценивание #интересно знать