Курение – одна из самых старых вредных привычек, которая восходит к традициям южноамериканских аборигенов. В наше время активно борются с курением на различных уровнях и во всех частях мира. Одним из примеров антитабачных мер стал запрет на курение в самолетах, хотя несколько десятилетий назад это было обычной практикой. Многих курильщиков сегодня интересует, почему раньше можно было курить в самолете, а сейчас это запрещено.
Как было раньше
Трудно поверить, но не так давно, практически во всех странах и на всех рейсах авиакомпаний разрешалось курить на борту самолета. Более того, некоторые авиаперевозчики экономили значительные суммы благодаря пятнам никотина, которые образовывались в местах утечки воздуха. Сигаретный дым легко проникал через щели в обивке самолета, и инженеры могли обнаружить нарушения в герметичности лайнера по скоплению никотиновых пятен. Когда впервые возникла идея о запрете курения на борту самолета, главными противниками этой меры стали авиационные инженеры и работники служб технического контроля и ремонта. Тем не менее, закон о запрете курения в самолетах был принят. Американцы были первыми, кто в 1988 году принял закон о запрете курения на борту самолетов через решение Конгресса США.
А как было у нас?
В Советском Союзе до 1980-х годов было разрешено курить на внутренних и международных рейсах самолетов. Единственное ограничение состояло в том, что курение было запрещено только во время взлета и посадки. Однако в 1986 году «Аэрофлот» внес изменения в правила и запретил курение на внутренних рейсах продолжительностью менее трех часов. Предполагалось, что даже самые упорные курильщики могут продержаться без сигареты пару часов. Но на международных рейсах эта мера не распространялась до начала 2000-х годов. Только после того, как антитабачная кампания набрала обороты и были проведены новые исследования о вреде пассивного курения, авиакомпании стали вводить запреты на курение в салонах самолетов.
После распада Советского Союза и возникновения новых авиакомпаний все запреты и правила стали неоднозначными. Маленькие, новые авиакомпании были готовы закрыть глаза на курение, чтобы привлечь пассажиров. Хотя открытое курение было редкостью, многие курящие пассажиры не стеснялись курить в туалетах, поскольку на тот момент в салонах самолетов не было систем обнаружения дыма.
Причины запрета курения в самолете
Причиной запрета курения в самолетах, на первый взгляд, может показаться очевидной - это обеспечение безопасности от возможных пожаров. Однако за все время авиаперелетов не было зарегистрировано ни одного чрезвычайного происшествия, связанного с курением на борту. Одной из основных причин, по которым авиакомпании вводят запрет на курение, является забота о некурящих пассажирах и детях. Жалобы некурящих пассажиров и родителей малолетних детей регулярно поступали в руководства авиакомпаний, а после того, как был научно доказан вред пассивного курения, этот аспект стал основой для введения антитабачных мер.
Однако есть и менее очевидная, но серьезная причина запрета курения на борту самолета - это экономия топлива. В самолетах, где разрешалось курить, была постоянно включена вентиляция, что приводило к повышенному расходу топлива. При сравнительном анализе расхода топлива на рейсах для курящих и некурящих пассажиров стало ясно, что запрет на курение в самолетах позволяет сэкономить сотни тысяч долларов.
История тотального запрета на курение в самолетах
В конце 1980-х годов началась активная кампания по борьбе с пассивным курением. В России запреты на курение в самолетах вступили в силу с начала 2000-х:
- В 2000 году запретили курение на борту самолетов с продолжительностью полета менее двух часов.
- С 1 июля 2001 года дополнительно был введен запрет на курение на чартерных рейсах продолжительностью до четырех часов.
- С 15 ноября было запрещено курить на 93 рейсах.
- С 2002 года полный запрет на курение в самолетах. Последний рейс с разрешенным курением в российских авиакомпаниях состоялся 30 марта 2002 года на рейсе Москва - Шанхай, выполнила его компания «Аэрофлот». В Соединенных Штатах первой авиакомпанией, которая разделила места для курящих и некурящих пассажиров, стала «Юнайтед» в 1971 году. Это решение было принято в интересах некурящих пассажиров и детей, находящихся в салоне самолета. Постепенно вводились другие запреты:
- В 1979 году запретили курение трубки и сигар, так как они представляли высокую пожарную опасность.
- В 1988 году в США полностью запретили курить на внутренних рейсах длительностью до двух часов.
- С 1990 года такой запрет распространился на перелеты длительностью до шести часов.
- С 1998 года полностью запретили курение на всех внутренних рейсах.
- С 2000 года запрет введен на все рейсы, включая международные.
В Европе первые попытки защитить права некурящих пассажиров, вынужденных вдыхать сигаретный дым во время полета, были предприняты в начале 1980-х годов. Авиакомпании начали разделять салоны самолетов на отдельные сектора для курящих и некурящих пассажиров. В конце 1980-х годов меры запрета на курение в самолетах стали всеобщими в Европе.
Большинство стран Европы присоединились к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, которая предусматривает запрет на курение в общественных местах, включая транспорт. Российская Федерация присоединилась к этой конвенции 21 мая 2003 года. Единственной авиакомпанией в Европе, разрешающей курение на своих рейсах, является немецкая компания Smintair, но это разрешено только в бизнес-классе.
В Азии меры по борьбе с курением в целом являются довольно жесткими. Турция, Сирия, Египет, Тунис и другие страны установили высокие штрафы за курение на борту самолета. Самые строгие меры предусмотрены на рейсах авиакомпаний Объединенных Арабских Эмиратов, где предусмотрены штрафы до 270 тысяч долларов и даже уголовная ответственность вплоть до двух лет лишения свободы.
Как справиться с тягой к курению при перелетах
Большинство курильщиков негативно отреагировали на введение запрета на курение в самолетах. Многие жалуются на то, что при длительных перелетах испытывают сильный стресс и тяжелые физические недомогания из-за никотинового голодания. И это не шутки, ведь при бросании курить болят легкие, кружится голова, снижается тонус организма, нарушается сон.
Многие жалуются, что бросил курить – давление скачет и болят суставы. Проявление никотиновой абстиненции наиболее остро ощущается как раз в первые дни отказа от курения, поэтому при многочасовых перелетах без привычного табака курильщик может испытывать очень сильные физиологические недомогания и психологический стресс. Выхода из сложившейся ситуации два – бросать курить или использовать во время полетов никотинсодержащие препараты. В аптеках продается большой ассортимент средств никотинзаметительной терапии – пластыри, жевательные резинки, спреи, в состав которых входит никотин в небольших дозах. Эти препараты применяются в комплексной терапии никотиновой зависимости, а в конкретных ситуациях помогают легче пережить период вынужденного отказа от курения.
А что с альтернативными способами?
Среди альтернатив курению находятся электронные сигареты, вейпы и системы нагревания табака. При использовании этих устройств не происходит выделения дыма, отсутствует горение и неприятный запах. До недавнего времени эти устройства не подпадали под ограничения антитабачного закона. Однако с августа 2021 года они были классифицированы как никотиносодержащая продукция и запрещены к использованию в общественных местах. Согласно новым правилам, запрещено использование вейпов и систем нагревания табака в самолетах, так же, как и курение. Такие же ограничения распространяются на кальяны. Несмотря на то, что существуют компактные миниатюрные кальяны, которые легко переносить и перевозить, их использование в общественном транспорте, а также на вокзалах и в аэропортах строго контролируется. Теперь курильщикам разрешено наслаждаться ароматом и создавать табачные миксы только на частной территории, в закрытом салоне автомобиля или в специально отведенных для курения местах.