Найти в Дзене
МеталлЭнергоГрупп

Когда и как появилась арматура? Этапы развития и как сейчас обстоят дела?

В сегодняшних реалиях арматура стала частью жизни. Как и большинство изделий из стали используемых каждый день мы не задумываемся о их производстве, истории и других интересных фактах. Более того, арматура по большей части окружает нас, будь то многоэтажка, в которой мы живем или частный загородный дом, перекрытия, фундаменты, основания – во всем этом используется арматура.
Но как давно она была изобретена? Сколько реально лет мы ее используем, и кто это все придумал?

По сути арматура – это стальные стержни, которые используют в строительстве для увеличения прочности бетона и железобетона.

В древние времена люди строили свои дома используя глину, камень и дерево. Однако эти конструкции имели низкую прочность, и без дополнительного усиления не могли выдержать больших нагрузок. Приход бетона не решал проблему, он так же не мог выдержать значительных нагрузок.

Родоначальником современной арматуры считается инженер-садовник Жозеф Монье. Он заметил, что бетон сам по себе не может выдержать значительные нагрузки, но если в него добавить стержни из стали (провести армирование) то конструкция приобретает значительную прочность. Он запатентовал свое изобретение в 1867 году.

Хотя! В середине 19 века, при раскопках комплекса Карнак, а это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта и главное государственное святилище, были найдены элементы армирования колонн. На фотографиях 1850х годов, отчетливо виднеется армирование. Хочу заметить, что данный комплекс строился с 20 века до нашей эры по 1 век нашей эры.
Раскопки велись с конца сороковых годов до начало 50-х 19 века, и многие современники отмечают странное совпадение с обнаруженным армированием, которое использовалось древними египтянами и патентом Монье!

Но как бы там ни было, кто бы не был первым, не забываем о том, что в древности для усиления конструкций с использованием глины, применялись деревянные прутья. Да они были не столь долговечными, но придавали конструкции большую жесткость и могли выдержать немалый вес.

В России арматуру начали использовать с 1885 года и основное применение она получила при строительстве шоссейных и железнодорожных дорог, оборонительных сооружений, гражданском и промышленном строительстве. Техническое исполнение и скорость работы были на низком уровне, т.к. все виды работ выполнялись вручную и непосредственно на строительных площадках.

После событий 1917 года началась масштабная индустриализация страны, в 1929 году началось внедрение и применение сборных железобетонных конструкций, которые изготовлялись у места строительства в отдельных деревянных формах.

В 1937 году впервые была применена электрическая дуговая сварка арматуры, в этом же году в промышленном и гражданском строительстве начали применять арматурные сетки и каркасы. Использование арматуры вышло на новый уровень, в 1938 году начали изготавливать легкие каркасные сетки и каркасы для сборных железобетонных плит. С 1939 по 1949 год инженер П. Н. Львов сконструировал образец первой советской многоточечной машины для сварки арматурных сеток.

Великая Отечественная война задержала развитие, и только с 1950 года стальные арматурные сетки и каркасы получили широкое распространение, что подтолкнуло крупные металлургические заводы начать промышленный выпуск горячекатаной арматурной стали периодического профиля диаметром до 40 мм марки Ст. 5, что позволило сэкономить до 25% металла по сравнению с применявшейся до этого сталью. В 1955 году начали выпускать арматуру с низколегированной сталью периодического профиля диаметром от 6 до 40 мм марки 25Г2С, это позволило экономить до 30% металла.

Уже в 1965 г. в стране было изготовлено до 120 млн. кубометров железобетона, из которых на сборный железобетон приходится 55 и на монолитный 65 млн. кубометров. К 1970 г. общий объем производства железобетона увеличился до 190 млн. кубометров.

Сегодня же арматурная отрасль переживает новый бум. На замену стальной арматуре, приходит ее стеклопластиковый собрат.

-2

Композитная арматура изготавливается из жгута тончайших стеклянных волокон, связанных термореактивной смолой. Для лучшего сцепления с бетоном стержень обвит дополнительным пучком стеклянной или базальтовой нити.

Такая арматура ничуть не хуже стальной, она в несколько раз легче, в 3 раза прочнее, магнитопрозрачна и является диэлектриком и что особо важно, она дешевле стальной.

Не многие знают, что композитная арматура уже использовалась на ответственных строительных объектах СССР. В 1972 г. в районе Ставрополя сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП-35 кВ с электроизолирующими стеклопластбетонными траверсами. В 1975 г. в Гродно и Солигорске сданы в эксплуатацию два опытных участка ЛЭП-10 кВ с траверсами из стеклопластбетона. В 1976 г. построены два надвижных склада в районах г. Рогачев и г. Червень. В 1979 г. в районе г. Батуми сданы в эксплуатацию два опытных участка опор ЛЭП на 0,4 и 10 кВт с траверсами из бетонополимера, армированного стеклопластиковой арматурой диаметром 6 мм. В 1981 г. в Приморском крае через реку Шкотовка построен мост со стеклопластиковой арматурой. В Хабаровском крае мост с применением стеклопластиковой арматуры построен в 1989 г.

Сможет ли композитная арматура вытеснить стальную сказать сложно, но сегодня мы видим все большее ее применение, как в промышленности так и на строительных объектов. Развитие не стоит на месте и возможно будущее готовит нам еще что-то более интересное!