Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Суд Над Чикагской Семёркой” (2020, The Trial Of The Chicago 7). Режиссёр Аарон Соркин

Оглавление

Это политическое и общественное событие конца 60х, спровоцированное войной во Вьетнаме, экранизировал Аарон Соркин (Aaron Sorkin), он выступил сценаристом и режиссёром.

Баннер для фильма “Суд Над Чикагской Семёркой”
Баннер для фильма “Суд Над Чикагской Семёркой”

У него есть врождённая тяга к исполнительскому искусству, что прекрасно проявляется в творчестве, выходящем из-под его пера. В первую очередь это сценарии. Испытывая всю жизнь особую любовь к диалогам, он обратился к драматургии – о его таланте говорит лишь малая часть примеров в виде “Социальной сети” (2010, The Social Network); "Несколько хороших парней" (1989, A Few Good Men), пьесе, поставленной на Бродвее и также ставшей успешной экранизацией режиссёра Роба Райнера и получившей четыре номинации на Oscar; и “Большой игры” (2017, Molly's Game), биографической драмы о бывшей спортсменке, ставшей крупной бизнесвумен Молли Блум, поставленной по сценарию Соркина и ставшей его режиссёрским дебютом, в котором он доказал, что отлично умеет и это.

К слову, его пьеса "Несколько хороших парней" была вдохновлена делом, которое вела его сестра, военный адвокат (военный трибунал над двумя морскими пехотинцами, обвиняемыми в убийстве сослуживца). После премьеры Соркина хвалили за его драматическое чутьё и умение ориентироваться в ситуации, несмотря на то, что у него не было личного военного или юридического опыта. Свою способность анализировать сложные события из реальной жизни он применил и в других сценариях по реальным событиям, в том числе и в “Суде Над Чикагской Семёркой”.

Сюжет драмы Аарона Соркина

-3

Драма основана на реальных событиях, она повествует о группе политических активистов, которых судили в 1969 году за антивоенную деятельность, которую они осуществили во время Национального съезда Демократической партии в 1968 году.

Представители четырёх групп общественных активистов Students for Democratic Society (SDS), Youth International Party (Yippies), National Mobilization to End the War in Vietnam и Black Panther Party яростно выступали против призыва американцев на войну во Вьетнаме. В 1968 году было призвано 382386 молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, и, таким образом, “никто не имел права игнорировать эту войну”.

Судебный процесс начинается 26 сентября 1969 года. Фильм демонстрирует, как это было. В основном он показывает, что это выглядело как цирк, словно никто серьёзно к этому не относился, находясь в зале суда словно в театре, где ничего не требуется, кроме как наблюдать и иногда переключаться на антракт.

Центром этого абсурда выступал судья, его честь Джулиус Хоффман, который неоднократно проявлял свою неквалифицированность, постоянно поддаваясь на провокации участников слушания и неспособный запомнить, как правильно произносятся фамилии. Одной из провокаций против Хоффмана была выходка со стороны лидеров Yippies Эбби Хоффмана (однофамилец судьи) и Джерри Рубина – они нарядились в судейскую мантию, под которой была полицейская форма. Это действительно произошло в зале суда.

Ренни Дэвис, товарищ Тома Хейдена, лидера Students for Democratic Society, в самом начале процесса стал вести список погибших во Вьетнаме, чтобы не забыть, ради чего они все здесь собрались. И этот момент становится очень точным подмечанием реальности на фоне всего происходящего. (в конце этот список озвучивается Томом Хейденом – в реальности его читал Дэвид Деллинджер из National Mobilization to End the War in Vietnam).

Как было на самом деле

Важно отметить, что обвиняемых сначала было восемь. В "Чикагскую восьмёрку" входили Эбби Хоффман, Том Хейден, Дэвид Деллинджер, Джерри Рубин, Ли Вайнер, Ренни Дэвис, Джон Фройнс и Бобби Сил. Последний обвиняемый, Бобби Сил, в итоге был отстранён от участия в судебном разбирательстве, в результате чего общее число обвиняемых сократилось до семи. Этот момент в фильме был отображён.

Первоначально активисты "Чикагской восьмёрки" предстали перед судом за пересечение границы штата с намерением спровоцировать беспорядки на Национальном съезде Демократической партии 1968 года в Чикаго (Иллинойс), который проходил с 26 по 29 августа. Предположительно, это было нарушением Закона о гражданских правах 1968 года – его ещё неофициально называли "Закон Рэпа Брауна" (Rap Brown Act), получившего такое название после ареста и судебного разбирательства над Х. Рэпом Брауном в 1967 году за то, что он пересёк границу штата, имея при себе оружие. В фильме обвинитель Ричард Шульц усомнился в правомерности такого обвинения относительно Семёрки, потому что этот закон продвигали белые, чтобы ограничивать свободу темнокожих активистов.

В фильме “Суд Над Чикагской Семёркой” показано, что активисты отправились в Чикаго главным образом для того, чтобы протестовать с многочисленной поддержкой из десяти тысяч единомышленников против американского участия во Вьетнамской войне и того факта, что кандидат в президенты от Демократической партии Хьюберт Хамфри не выступал против войны. Другие обвинения, выдвинутые против восьмёрки, включали в себя противостояние сотрудникам правоохранительных органов и инструктаж в образовательных учреждениях по изготовлению коктейля Молотова (причём оправдывали активисты себя тем, что восьмиклассников учат собирать бомбу, как это делал Оппенгеймер).

В фильме не отображён полный процесс, только ключевые моменты. В реальности судебный процесс длился полгода – с сентября 1969 по февраль 1970 года (приговор вынесен 20 февраля). Приговор позже был отменён после подачи апелляции.

Нарушили ли на самом деле активисты закон

Нарушили. Активистам из Yippies и National Mobilization to End the War in Vietnam было разрешено собраться в концертном зале в Грант-парке, но было отказано в разрешении пройти маршем к месту проведения Национального съезда Демократической партии, а также проводить митинги в различных парках на берегу озера и вблизи места проведения съезда. С этой целью мэр Ричард Дейли в значительной степени старался держаться от них подальше. Его публичный ответ заключался в том, что он пытался обеспечить безопасность участников съезда. В течение пяти дней и ночей несколько тысяч протестующих шли против ограничений. Они попытались пройти маршем к Международному амфитеатру, где проводился съезд, а также и по другим знаковым точкам, включая полицейский участок.

Протестующие также нарушили комендантский час, введённый в парке в 23:00. Первоначально полиция столкнулась с протестующими, пытаясь обеспечить соблюдение комендантского часа и очистить парк. Одна из проблем заключалась в том, что протестующих было почти тысяча человек, и у многих не было возможности снять номер в гостинице, которая и без того была забронирована для размещения участников съезда. Расчистка парка означала вытеснение людей на улицы, многим из которых некуда было идти.

Правда ли на холме произошла потасовка и нападение активистов на полицию

Нет. В фильме это очень неприятная и жестокая сцена. Активисты направлялись в полицейский участок, чтобы вытащить Тома Хейдена, которого задержали за порчу полицейского автомобиля. Если это повторено так, как было на самом деле, в том числе и освобождение Хейдена под залог, то вот с холмом – нет.

На экране показано, что толпа полицейских окружила статую генерала Джона Логана на вершине холма, прежде чем демонстранты в количестве 800 человек, бросились в кровавую атаку.

На самом деле, было иначе. Полиции не было на месте происшествия, когда демонстранты поднялись на холм в Грант-парке и начали взбираться на статую, размахивая флагами. Полиция прибыла уже после, чтобы убрать протестующих от статуи и с холма.

Правда ли Джерри Рубин из Yippies был соблазнён женщиной-агентом из ФБР под прикрытием

Нет. В фильме есть сцена, когда в баре Джерри получает в подарок коктейль от девушки, что его очень радует, и между ними завязывается разговор. Поначалу неловкий, но намекающий на то, что между ними возможны отношения.

Женщина-агент под прикрытием Дафна О’Коннор в сюжете является почти полностью вымышленным персонажем. Настоящего Джерри Рубина никогда не соблазняла агент ФБР под прикрытием. Дафна была введена в повествование, чтобы привнести легкомыслие в историю после того, как Джерри Рубин узнаёт правду о ней. В реальной жизни было три агента под прикрытием, которые проникли к демонстрантам. Агент по имени Роберт Пирсон стал телохранителем Джерри Рубина. Он изначально выдавал себя за члена банды мотоциклистов.

Кто же виноват в агрессии, возникшей в итоге – полиция или активисты

В фильме ясно выдвигается на обсуждение, чья именно вина в том, что в городе вспыхнули беспорядки. Даются намёки на то, что городские власти оказались глухи к предложениям и планам представителей групп протестантов, но были и моменты со стороны последних, что они тоже вели себя агрессивно (ситуация с призывом Тома к агрессии, когда полиция в парке ударила Рэнни Дэвиса дубинкой по голове).

На самом деле, обе стороны были виноваты, но в разной степени. “Суд Над Чикагской Семёркой” изображает полицию однозначным агрессором, а протестующих – жертвой, делая из истории по большей части односторонний отчёт о событии. Как и в фильме, столкновение 28 августа 1968 года было названо "полицейским бунтом". Во время ожесточённых столкновений действительно были сообщения прессы и очевидцев о том, что полиция слишком остро реагировала и без разбора нападала почти на всех, кто попадался на глаза, включая репортёров, поскольку некоторые офицеры впадали в состояние паники. В попытке обуздать непокорную и временами агрессивную толпу полиция использовала словесные и физические средства, включая слезоточивый газ, булавы и дубинки. Кадры с окровавленными протестующими занимали видное место в средствах массовой информации того времени.

В фильме нет раненых полицейских, но в реальности агрессия исходила с обеих сторон. Примерно 192 сотрудника полиции получили ранения. На протяжении многих лет СМИ и киноиндустрия Голливуда больший акцент делала на демонстрантах и замалчивали версию событий со стороны полицейских. Это становится очевидным из документальных фильмов о чикагской семёрке – в них представлены точки зрения с обеих сторон.

В фильме показано, как демонстранты бросают коктейли Молотова к ногам полицейских. Это смягчённый вариант – в реальности демонстранты бросали бутылки, кирпичи, камни, пакеты с мочой и фекалиями, мячи для гольфа с шипами. Офицеры-очевидцы с места событий описывали это как "хаос". Они рассказывали о стеклянных пепельницах, которые бросали им на головы из окон отеля. Полицейские автомобили бомбардировались кирпичами, под колёсами оставляли мячики, набитые гвоздями. Экранизация этого не отображает, также как и того, когда демонстранты дрались с полицией и обзывали их "свиньями".

***

Несмотря на неточности, уменьшения уровня агрессии фильм получился хорошим – он динамичный, с чёрным юмором, показывающим то, что если люди что-то делают, то они делают это, с одной стороны, по инерции, с другой, с пониманием большого процента тщетности в своих действиях. Аарону Соркину удалось передать одновременно и серьёзность, и нелепость – люди всегда с трудом договариваются, даже делая одно общее дело, умудряясь превратить процесс в цирк.

Чем закончилась история в реальной жизни: Присяжные признали семёрку подсудимых невиновными в заговоре. Пятеро из семи человек (Том Хейден, Эбби Хоффман, Ренни Дэвис, Дэвид Деллинджер, Джерри Рубин) были признаны виновными и приговорены к пяти годам тюремного заключения за подстрекательство к беспорядкам. Судья Джулиус Хоффман вынес всем семерым мужчинам, а также их адвокатам суровые приговоры за неуважение к суду. В ходе судебного разбирательства он выдвинул в общей сложности 175 обвинений в неуважении к суду. Однако, кроме их адвоката Уильяма Кунстлера, никто из мужчин не провёл в тюрьме более трёх лет. Апелляционный суд отменил обвинительные приговоры в 1972 году, сославшись на то, что судья Хоффман проявил предвзятость, когда не позволил адвокатам защиты проверять потенциальных присяжных на предмет расовых и культурных предрассудков. Апелляционный суд также сослался на слежку ФБР за офисами адвокатов защиты как на нарушение их прав.