В июле мы отобрали немного масла из двигателей Мерседесов наших коллег и отправили в независимую лабу в Москву. Посыл был увидеть, как работают два разных продукта в премиальных авто в городских условиях. Оба продукта считаются премиальными, один ЛУКОЙЛ, второй ROWE (допуски MB 229.5).
Кто не в теме, ROWE - вполне настоящий и при этом не слишком дорогой "немец". Санкционку они не возят, но значительно больше половины продуктов под санкции и не попадают.
По логике, сейчас можно было бы просто перейти к сухому разбору протоколов, но я хотел бы сделать пояснения по тому, как выглядит процесс отбора и анализа для не-специалистов по маслам. Для остальных - листайте ниже, будет и разбор проб.
Итак, что такое анализ масла и как его выполняют?
Анализ масел нужен для того, чтобы:
-определить допустимый ресурс работы продукта (сколько тысяч километров на одной заливке проеде, интервал ТО)
-помочь разобраться с состоянием техники (например, состояние двигателя, течи топлива, антифриза)
Первое, что вам понадобится, это комплект для пробоотбора. Заказать все необходимое оборудование вы можете на сайте МИЦ ГСМ. Это насос и трубка 0.3 мм (можно больше). Подобных лаб по стране несколько, мы используем эту просто по привычке. Там же можно заказать специальные пробники и комплексы анализов. Чаще всего я использую КИТ-3, обычно его достаточно. Для полноты данных можно взять КИТ-5.
Потом вы выбираете нужную вам машину. В дальнейшем при заполнении сопроводительных доков вам понадобится общий километраж и набег масла в километрах или моточасах. То есть, нужны данные на каком километраже делали ТО.
Если машина долго стояла, включаете на несколько минут двигатель. Масло прогревается, равномерно перемешивается в картере. Глушите мотор, вытаскиваете щуп проверки масла, вставляете в него трубку пробоотбора. Ручным насосом отбираете масло, пока оно не заполнит большую часть пробоотборника. Закрываете крышку, наклеиваете уникальный номер от лабы. Проблем может быть две: холодное масло (особенно зимой) не хочется течь через трубку и трубка захватывает воздух из картера. Прогрейте мотор получше. Подвигайте трубку туда-сюда, параллельно делая качки насосом, чтоб поймать нужный уровень.
Заполните сопроводительную форму (СФ) и направляйте в лабу. В течении 3-5 дней в ваш личный кабинет на сайте придет отчет об испытаниях. В нем желтым цветом будут выделены выходящие из нормы браковочные параметры. Красным цветом - сигнал опасности, те параметры, которые говорят о недопустимости дальнейшей работы.
А теперь - разбор двух протоколов масел. Как я писал, оба продукта практически идентичны. Тех описания можно найти на сайтах российского представительства ROWE и "ЛЛК-Интернешнл". Оба Мерседеса имеют бензиновый двигатель, у обоих есть турбина, пробеги 80% город, остальное - трасса. Топливо от наших партнеров сети АЗС "Ирбис" с улучшающей свойства топлива присадкой.
Что можно увидеть в результатах:
- элементов износа очень мало. Двигатель в хорошем состоянии, причин для придирок нет.
- присадки почти не выработаны, еще очень большой запас. На oilclub есть целая большая дискуссия с самыми разными мнениями, infineum (зарубежный производитель присадок) это или нет. С учетом моей информации - да, это infineum.
- из загрязнения - топливо. вероятно, это и объясняет близость высокотемпературного показателя вязкости к нижней границе нормы SAE J300.
- кремния нет. Кремний - это пыль, песок. Значит, система фильтрации воздуха работает хорошо.
- щелочное число еще далеко от выработки, протянет минимум до 20 тыс км.
Топливо вызывает падение вязкости. В стандарте SAE J300 прописаны допустимые верхние и нижние границы классов вязкости 30, 40, 50. "Скушав" много топлива, масло перейдет из класса SAE 40 в SAE 30.
Выработка масла по щелочному числу определяется падением его в два раза. Изначально по тех описанию продукта оно составляет 11.1, то есть, нижнее значение будет 5.55. Вообще говоря, вместо тех описания надо бы посмотреть в паспорт качества продукта, но у меня нет данных о партии, ее номера.
Итого: близкий к идеалу образец работы продукта.
Результаты по второму образцу почти точно повторяют первый. Щелочное число свежего продукта 11.0 единиц, то есть, почти такое же как у ЛУКОЙЛа.
- Динамика падения щелочного числа немного лучше, но по одному замеру сложно судить об общей картине
- Параметр степени окисления чуть больше, но это может быть результатом больших тепловых нагрузок
В целом картина практически одинаковая. Итак, выводы по сравнению образцов:
- У нас спортивная ничья! Результаты сопоставимы, оба продукта работают одинаково в данных условиях.
- Если можно использовать вязкость 5w-40, лучше брать ее - как видим, даже небольшие попадания топлива снижают толщину масляной пленки достаточно существенно.
- Истории про необходимость замены на 5-7 тыс км в городских условиях - преувеличение, мягко говоря. Бездоказательно не ведитесь. Как и про то, что можно (будто бы) ездить и на российском масле, только менять чаще.
- ROWE - продукт на гидрокрекинге, что следует из аббревиатуры HC в названии. Как видим, гидрокрекинг отлично отрабатывает защиту на двигателе в более чем 300 л.с. с турбиной.
- Санкции никак не повлияли на способность нашего нефтяного гиганта делать качественные масла под брендом ЛУКОЙЛ