Найти тему
Старпер

Принц Ольденбургский снова в Петербурге

Фотография, из заметки "Фонтанки" о восстановлении памятника Петру Ольденбургскому
Фотография, из заметки "Фонтанки" о восстановлении памятника Петру Ольденбургскому

Любому петербуржцу известен комплекс зданий Мариинской больницы, расположенный на Литейном проспекте. Сегодня к главному корпусу больницы вернулся памятник принцу Ольденбургскому, демонтированный в 1930 году. Монумент занял свое историческое место.

Средства на восстановление памятника начали собирать в 2005 году. Дело двигалось достаточно туго, и запланированную дату его воссоздания переносили дважды. Но сейчас публично объявлено, что 9 августа состоится торжественное открытие установленного сегодня монумента, приуроченное к 220-летию Мариинской больницы – она отметила его в июне.

В 1803 году вдова императора Павла I Мария Федоровна выступила с идеей построить в честь столетия Петербурга больницу для бедных. В 1803 году ее начали строить, а открыли в 1805-м.

С 1839 по 1881 годы опекуном и попечителем медицинских и образовательных учреждений благотворительного ведомства императрицы Марии Федоровны, в том числе Мариинской больницы, был её и Павла I внук – Петр Ольденбургский. За это время число учебных, лечебных и воспитательных учреждений в России увеличилось в стране почти в четыре раза. 17 июня 1880 года у Мариинской больницы торжественно открыли памятник принцу Ольденбургскому работы скульптора Ивана Шредера.

В 1930 году монумент у здания больницы на Литейном, называвшейся тогда «Больницей в память жертв революции» демонтировали. Предполагается, что его отправили в переплавку.

Хочу вам признаться, друзья, я очень рад новости о «возвращении» в город Петра Георгиевича Ольденбургского. Дело не только в том, что принц был одним из основателей другого знаменитого медицинского объекта города – детской больницы им. Раухфуса, дело не только в его заслугах в области здравоохранения. Важен сам принцип. В кои-то веки возникает возможность почтить память человека, прославившегося не убийствами, насилием, не завоевателя и тирана, а деятеля, внесшего вклад в дело сохранения жизней и здоровья людей.

К сожалению, любые кампании по завоеванию чужих территорий, любые революции получают удобную подкладку пресловутой пользы для будущих поколений, объяснение императива к обновлению действительности через пролитую «по необходимости» кровь. Время проходит и подтверждает, что пролитая кровь канула в вечность, а жизнь людей лучше не стала. Она стала другой, с другими проблемами – но не лучше.

Интересно, что деятельностью в области здравоохранения прославился также один из детей Петра Георгиевича – Александр Петрович. Он - что было практически законом для знатных детей того времени - сделал военную карьеру, участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг, дорос до звания генерала от инфантерии.

Но наряду с этим он был основателем Института экспериментальной медицины в Петербурге, созданного в 1890 году на его собственные средства, основал в начале 1900-х годов первый на Кавказском побережье Гагрский климатический курорт, проложив в район железнодорожную ветку, поборов местную лихорадку и благоустроив гагрские пляжи. В 1897 году состоял председателем Противочумной комиссии.

Во время Первой мировой войны Александр Петрович занимал должность верховного начальника санитарной и эвакуационной части. Ему была вверена вся полнота власти на фронте и в тылу над лечебными, санитарными и эвакуационными учреждениями. Организовывал санитарное дело в действующей армии, привлекая к работе неправительственные организации, в том числе Российское общество Красного креста. Его резиденция размещалась в особом железнодорожном поезде, который разъезжал по тылам фронта.

В 1917 году принц эмигрировал в Финляндию, а оттуда перебрался во Францию. Там он являлся почётным председателем Союза преображенцев. Это не случайно: в 70-е годы XIX века он долгое время был командиром вначале Преображенского полка, а затем – т.н. «Петровской» бригады, в которую, кроме Преображенского, входил еще и Семеновский полк.

Оппозиционный политик, конституционный демократ Виктор Обнинский в своей книге «Последний самодержец» упомянул Александра Ольденбургского вот в каком контексте: «ретивый принц тщетно старался искоренить» гомосексуальность в военном быту.

Как знать, может быть подобным, неоднозначно воспринимаемым в наши дни отношением к данной проблеме физиологии и медицины сын оказал бесценную услугу своему отцу – посмертную для них обоих – и поспособствовал возвращению в город памятника своему родителю. Ведь нам, живущим в нынешней России, кажется, что основными событиями последней пары лет являются пресловутая операция (военная, а не медицинская), проходящая на чужой земле, и (sic!) борьба с тем самым гомосексуализмом, ведущаяся в родных пределах.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2343 ДНЯ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")