«Россияне отчетливо ожидают рывка», — подытожил данные недавнего опроса ВЦИОМ руководитель практики политического анализа этой организации Михаил Мамонов. «Это ожидание и определяет реакцию на возможные лишения», — объяснил он.
А реакция наша весьма и весьма любопытна.
Начнем с главных чисел. 81% респондентов считают необходимым сплотиться вокруг президента в условиях экономических и гуманитарных санкций Запада, даже если не во всем с ним согласны.
Уверен, что под хоругвью этого пасхально благолепного «даже если не во всем» бодро движется «среди идущих» подавляющая часть нынешних так называемых коммунистов и их обычного электората. Это при том, что президент – ярый антикоммунист, то тут то там вытирающий ноги об их икону – Ленина. Отползая от путинских пинков, они утешают себя: «Ничё, ребята, он наше главное нам оставил – Иосифа Виссарионовича». А икону с Лениным в своей избе они задвинули в дальний уголок: «Посмотри, Зин, не модная она совсем, да и выцвела без подновлений. Вчера я в церковь ходил, так уж там-то иконы как иконы».
Сплочение – вещь понятная. У кубинцев уже седьмой десяток лет пошел, как они сплочены. Насчет американских санкций не мы им будем рассказывать. Сплочение помогает этой стране не пасть.
Кто на Острове Свободы был, кто жизнь рядового кубинца видел, не даст соврать: рай для мазохиста. При этом меня поразили результаты одного из ооновских опросов, проведенного среди населения большого множества стран. Вопрос был простой: «Чувствуете ли вы себя счастливыми?». Куба оказалась в первой тройке.
Но ребята, не спешите радоваться санкциям и блокадам. Чтобы быть в тройке призеров, надо быть кубинцами. Мы где-то и в чем-то похожи на них? Подумайте, подумайте над своим всегдашним «только поют да танцуют…».
Объединяющей силой может быть взгляд в будущее (как в анекдоте: «х… с ним, завтра докуем»). Кубинцев долго воодушевляла вера в конечные блага, обещанные Революцией, которая покончила с несправедливостями диктатуры.
Помню, как приходилось инстинктивно ежиться, когда кубинцы на совместных мероприятиях называли нас в речах «советскими революционерами». В нашей тогдашней действительности подобный титул могли заслуживать разве что дружно порицаемые обществом диссиденты. А у кубинцев термин процветал, действовал, был в ходу. Очевидно, что со временем данное звание и у них потеряло свое первоначальное очарование.
Команда корабля бьется за живучесть. Объединяется, дружно действует, держит его на плаву. Ладно. А чего поперли на скалы? Что капитану разум затмило?
А то, что мы не ходим хожеными тропами. У нас своя, какой ни у кого нет. 89% согласны с тем, что Россия должна жить по своим правилам, не оглядываясь на Запад.
Мы их тропы называем Западом. Хотя по ним ходит и вполне себе похожий на Восток Восток, и запад, который западнее Запада. А вот Куба и Северная Корея тоже, как и мы, не оглядываются – и живут счастливо. Правда, по нашим правилам они тоже не спешат жить, хотя в отстаивании особенностей солидаризируются.
Не годится для нас, господа 89%, вдохновляющий пример Кубы и Кореи вот почему. Худо-бедно, но там подавляющее большинство населения испытывает упомянутые выше «возможные лишения» примерно одинаково.
У нас вы поставите в один ряд какого-нибудь Потанина и одинокого пенсионера из Ивантеевки? Это как талантливейший репортер «600 секунд» Александр Невзоров, перейдя к сотворению больших картин, выстроил однажды в одной шеренге маршала Язова, генерала Макашова и срочнослужащих. Точно так же, как у нас делают сегодня, он хотел наглядно продемонстрировать единство. И резко бросалось в глаза, как неловко было и солдатам, и командирам. Первым – от уравнивания с большим начальством (ощущалось ими как святотатство). Вторым – от необходимости участвовать в чужой комедии: как будто их посадили над соседними с солдатами очками армейского нужника.
Господин Мамонов отмечает, что разговор о консолидации — это еще и разговор о запросах и ценностях населения: по общим ожиданиям, результатом нынешнего сплочения должно быть стремительное развитие страны, новые шаги и новые успехи.
Уже не удивляет упоминание об ожидаемом рывке. Я прежде не раз отмечал рывковую ориентированность родного национального характера. Рывок – наша религия. «Даешь пятилетку!», «Даешь догнать и перегнать!»… Универсальная в наших условиях морковка-target.
Умиляет упоминание «новых шагов и новых успехов». Множественные старые уже приелись? Нет, новое завораживает, и впору ждать объявление какой-нибудь Программы-2050. А как идут дела со «старой» Программой-2030? Что-то давно ничего не слышно о напряженном ходе ее выполнения.
Чтобы подстегнуть процесс, я выступаю с инициативой: объявить в национальном масштабе обратный отсчет до наступления судьбоносного 2030 года. А то мы проскочим его, не заметив, как было с 1980-м.
Торжественно объявляю: ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЛОСЬ 2796 ДНЕЙ.