Найти тему

Баболовский дворец

Баболовский дворец глазами художника
Баболовский дворец глазами художника

Я решил «выйти» из Екатерининского парка и рассказать вам об этом небольшом дворце, расположенном неподалёку, в соседнем Баболовском парке, по двум причинам – первая, сей дворец построен придворным архитектором императрицы Екатерины II И. В. Неёловым (а значит по согласованию с ней). Дворец построен в качестве дворца – купальни («холодные бани») для фаворита а, впоследствии, пожизненного друга и советчика Екатерины II - «светлейшего» князя Григория Александровича Потёмкина и я посчитал, что было бы логично описать место её возможных посещений. Известно, о прогулках Екатерины II по дороге вдаль Таицкого водовода – в направлении Баболовского дворца. Вторая причина, Баболовский дворец – место нахождения сохранившегося до наших дней уникального творения рук человеческих, о котором обязательно расскажу и покажу в этой статье.

Рассказывают, что Императрица высоко ценила свойства родниковой Таицкой воды и использовала её «для омовения своего тела». При этом Таицкая вода, по «открытому водоводу», самотёком поступала в Царское село для питьевых и хозяйственных нужд всех его жителей. По дороге, вода подвергалась некоторому воздействию грязи и пыли, возможно поэтому выше по течению, вне населённого пункта, где вода была чище, и появился этот замечательный дворец – купальня, созданный по проекту И. В. Неёлова.

Таицкий водовод в Царском Селе в начале ХХ века
Таицкий водовод в Царском Селе в начале ХХ века
Илья Васильевич Неёлов спроектировал дворец  небольшим, ассиметричным, состоящим из минимального «набора» необходимых помещений.
Илья Васильевич Неёлов спроектировал дворец небольшим, ассиметричным, состоящим из минимального «набора» необходимых помещений.

Архитектура и внутреннее устройство Баболовского дворца отражает его основное предназначение - «холодные бани», сейчас его бы охарактеризовали как СПА – отель Премиум-касса. Для «банных и прочих нужд» Таицкая вода поступала во дворец скрытно, по трубам подземного водопровода. Исходя из специфического предназначения дворца, (дворец – купальня, не предназначался для длительного проживания), помимо банных и водных процедур, он использовался и для немноголюдных приёмов. Всего имелось десять помещений:

гостиная или иначе аванзал,

две спальни,

две служебные комнаты при них

зал с круглой ванной-бассейном.

Затем следовала «Банная часть», состоящая из следующих помещений:

Галереи,

комнаты для мытья,

парильни,

комнаты для подогрева воды.

Все вышеперечисленные помещения (за исключением одного) имели «прямые» выходы непосредственно в парк.

А теперь поговорим об уникальности дворца. Главным помещением по замыслу архитектора является зал с установленной в нем круглой ванной - бассейном. Помывшись, попарившись в «Банной части», разгорячённые гости проходили по Галерее в зал, чтобы окунутся в прохладную воду ванны-бассейна. Можно представить, что вокруг ванны стояли накрытые столы с угощением, напитками и сладостями, рядом были расставлены удобные диванчики. Зал освещался светом от многочисленных канделябров с зажжёнными ароматизированными свечами, в вазах стояли букеты с экзотическими цветами, и в воде плавали живые цветы… откуда то неподалёку звучала лёгкая и приятная «барочная музыка»… И в ту давнюю от нас эпоху знатные, богатые и «просвещённые» умели отдыхать со вкусом и российским размахом! При Екатерине II мраморная ванна была впечатляющих (3,5 метра в диаметре), но не рекордных размеров, к тому же она была не цельная, а выполнена из нескольких кусков мрамора. Так оно и было, пока в 1811 году по велению императора Александра I знаменитым военным инженером («Главным инженером России»), генерал-лейтенантом А.А. Бетанкуром был сделан заказ петербургскому «мастеру каменных дел» Самсону Суханову на изготовление гранитной ванны исполинских размеров. Самсон Суханов передал Заказчику сделанную им и его подручными титаническую работу в 1818 году (ванна вырубалась из гранитного монолита вручную, по представленным чертежам, с соблюдением максимально возможной геометрической точности). Отполированная «до зеркального блеска» «Царь-ванна» «ждала своего часа» ещё несколько лет. В 1823 – 1825 годах, произошла очередная реконструкция Баболовского дворца под руководством архитектора В.П. Стасова. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную и её окончательная установка, что и было с успехом выполнено.

Ванна в 30-е годы ХХ века
Ванна в 30-е годы ХХ века

Размеры «Царь-ванны»

Высота: 1 метр 95,5 сантиметра

Глубина: 1 метр 15,1 сантиметра

Диаметр: 5 метров 33,0 сантиметра

Вес: 48 тонн

После революции 1917 г., здание дворца было передано «под военные нужды». Во дворце размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа. Во время Войны Баболовский дворец подвергся бомбардировкам фашистской авиацией и был почти полностью разрушен. По счастливой случайности, зал с ванной-бассейном от бомбёжек не пострадал и уникальная «Царь-ванна» осталась неповреждённой. Говорят, что оккупанты хотели переправить «Царь-ванну» в Германию, однако «справиться» с 48-тонной махиной им оказалось не под силу…

Вот примерно так выглядела ванна после окончания войны
Вот примерно так выглядела ванна после окончания войны

В настоящее время, Баболовский дворец представляет собой большей частью законсервированные руины, но идёт планомерная подготовка к его восстановлению, планируется восстановление Баболовского дворца завершить к 2028 году, и тогда мы сможем любоваться творением замечательных русских архитекторов И. В. Неёлова и В.П. Стасова и уникальной и неповторимой «Царь-ванной».

А пока, выйдя на берег речки Кузминки - ощущаешь Простор, свежий воздух, бескрайнее небо! Любуешься незабываемой величественной панорамой, красотой пейзажного Баболовского парка, широтой и гладью Большого пруда