Найти в Дзене
Советы бухгалтера

"Воронка продаж" налоговиков

"Воронка продаж"
"Воронка продаж"

В настоящее время одним из основных направлений работы налоговых органов является побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств и добровольной доплате налогов в бюджет.

Выездные проверки требуют значительных ресурсов, поэтому налогоплательщиков убеждают доплатить налоги добровольно.

Как это происходит?

Методика налоговых органов напоминает методику продавцов, поэтому ее и называют «воронкой продаж» налоговиков.

На первом этапе налоговый орган получает отчетность от всех налогоплательщиков, которые обязаны отчитаться. Затем программные комплексы начинают анализировать полученную информацию и выявляют те организации, у которых есть признаки налоговых правонарушений:

  • Признаки незаконного дробления бизнеса
  • Массовое использование договоров с самозанятыми
  • Использование пониженных ставок налогов и налоговых льгот
  • Несоответствия между сданными в налоговую отчетами
  • Низкая налоговая нагрузка.

Налогоплательщикам, попавшим в группы риска, рассылаются требования о даче пояснений, предоставлении документов. Для предпроверочного анализа налоговая запрашивает требования и документы вне рамок налоговых проверок.

В зависимости от того, как налогоплательщик ответил на эти требования, принимается решение о вызове на допрос. Налоговики анализируют ответы руководителя и иных работников данные ими в ходе допросов. Если доказательства, полученные налоговиками, свидетельствуют о налоговых правонарушениях, то руководителю юридического лица предлагается добровольно уточнить налоговую базу, сдать уточненные декларации и доплатить налоги и пени.

Многие налогоплательщики считают, что для них будет выгоднее доплатить налоги добровольно, чем получить гораздо большую сумму доначислений по результатам выездной проверки.

При получении требований из налоговой советую вам в первую очередь оценить, правомочно ли оно:

  • соответствует ли форма требования законодательству
  • соответствует ли запрашиваемая информация той статье Налогового кодекса, которая указана в качестве основания требования
  • не истек ли срок камеральной проверки декларации, в связи с которой вами получено требование
  • указана ли конкретная сделка, если требование пришло вне рамок налоговой проверки.

Ваши действия при вызове на допрос:

  • Предварительно изучите Письмо ФНС от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@, в котором изложены перечни рекомендованных вопросов к руководителю организации и иным сотрудникам. Подготовьте предварительные ответы
  • Отвечая на вопросы налогового инспектора постарайтесь не выдать лишней информации
  • Следите, чтобы все вопросы и данные вами ответы были внесены в протокол допроса. Бывает так, что в протокол попадают только те ответы, которые выгодны ИФНС
  • Обязательно по окончании допроса возьмите копию протокола.

Очень важно проверять все документы, которые вы отправляете в налоговую по требованиям или вместе с декларациями. Все несоответствия и ошибки могут быть использованы против вас.

Хорошим подспорьем для бухгалтеров являются сервисы, которые сопоставляют между собой расчеты, декларации и бухгалтерскую отчетность, находят несоответствия:

  • Не сходится сумма выручки по данным отчета о прибылях и убытках, декларации по налогу на прибыль и деклараций по НДС
  • Стоимость основных средств в балансе не равна остаточной стоимости основных средств в декларации по налогу на имущество
  • Данные бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках за отчетный период не соответствуют показателям в ранее сданных отчетов
  • Множество других соотношений

Сервисы, которые делают эту проверку:

  • Сбис++
  • Контур.Экстерн

Если хотите быть уверенными в том, что отправленная в ИФНС отчетность соответствует данным бухгалтерского и налогового учета, а учет ведется без грубых нарушений, вы можете заказать услугу «Экспресс-аудит учета». По вопросам сотрудничества пишите на почту maksikurs@yandex.ru

WhatsApp