Найти в Дзене

В Самару! Связь борьбы с беспризорностью и трикотажной фабрики, построенной по проектам неизвестных авторов

Первый трикотаж в Россию завез Петр I в виде вязаных шерстяных чулок из Германии. Новинка прижилась, но развивалось вязание в стране только как ремесло.

Рабочая, 15 - бывшие корпуса Куйбышевской трикотажной фабрики
Рабочая, 15 - бывшие корпуса Куйбышевской трикотажной фабрики

Перед началом Первой мировой объемы трикотажной промышленности составляли лишь 0,6% от объема текстильной, и толчком к развитию послужила именно война благодаря крупным армейским заказам на свитера и теплые фуфайки. Годы Гражданской войны снова привели отрасль в упадок – но с установлением мирной жизни, развитием техники и производственных технологий, в течение первых пятилеток трикотажная промышленность стремительно двинулась вперед. Строились новые крупные фабрики в Москве и Московской области, Витебске, Баку, Новосибирске, Тбилиси и Коканде.

Руководящая инстанция - краевая детская комиссия
Руководящая инстанция - краевая детская комиссия

Не обошли стороной и Самару. Предприятие, открывшееся в 1932-м году под названием «Самарский трикотажный комбинат», ведомственно было почему-то отнесено к «Средневолжской краевой комиссии по улучшению жизни детей при областном Исполкоме Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

-3

Помимо основных функций – «руководства, контроля и организации хозяйственной деятельности учреждений, работающих в сфере борьбы с детской беспризорностью» - структура, как видим, занималась и насущными потребностями всех горожан: кроме трикотажного производства открылся швейный цех, сапожная и мебельная мастерские

-4

Под размещение предприятия отвели территорию закрывшейся фабрики металлических штамповочных изделий №5 на бывшей улице Почтовой – с 11 мая 1912-го постановлением городской Думы ставшей Столыпинской, а после революции названной Рабочей – возле перекрестка с Самарской. История «зачистки» территории от дореволюционной застройки, и возведения ина ней промышленных предприятий еще ждет исследователей, но очевидно, что три основных корпуса строились не одновременно.

Почти кадр из фильма "Москва слезам не верит". В главной роли - безымянная работница Куйбышевского трикотажного комбината
Почти кадр из фильма "Москва слезам не верит". В главной роли - безымянная работница Куйбышевского трикотажного комбината

Самым ранним можно считать эффектное трехэтажное здание в правой части, доставшееся трикотажникам от предшественника. Его явно дореволюционный облик стилистически отсылает к эпохе позднего рационального модерна. Условное горизонтальное членение главного фасада выполнено карнизным поясом, отделяющим неоштукатуренную кирпичную поверхность стен первого этажа от оштукатуренной и окрашенной плоскости верхних. Чердачная часть так же отделена гладким поясом.

-6

Два «двухэтажных» оконных проема с мелкой расстекловкой, полуциркульными перемычками и завершением в виде замковых камней слегка утоплены в прямоугольные ниши. В уровне пят перемычек фасад прорезают четыре узких желобка, над ними расположены квадратные ниши с филенчатым заполнением в виде плоских кругов. Чердачная часть выделена ромбовидной нишей, повторяющей очертания кровельных скатов и так же заполеннной круглыми филенками разных размеров.

Центральный корпус - отличный образец промышленного постконструктивизма
Центральный корпус - отличный образец промышленного постконструктивизма

Здание, вплотную примыкающее слева, выполнено уже в характерной для начала 1930-х стилистике постконструктивизма, где четкость и геометричность плоскостей и объемов подчеркнута классическим декором. Прямоугольные оконные и входные проемы первого этажа увенчаны массивными прямыми сандриками в виде карнизов, горизонтальное членение выполнено профилированными поясами, выделяющими сверху и снизу окна второго этажа.

Ремонт исторических фасадов
Ремонт исторических фасадов

По вертикали фасад ритмично членится на шесть частей широкими плоскими пилястрами с лепным узором под капителями, в каждой части сгруппированы по три узких прямоугольных оконных проема на этаже. На капители пилястр опирается широкий гладкий фриз, массивный венчающий карниз имеет большой выступ.

Угловой корпус на перекрестке улиц Рабочей и Самарской
Угловой корпус на перекрестке улиц Рабочей и Самарской

Что касается самого «молодого» корпуса, выходящего на перекресток и занявшего половину квартала по ул. Самарской – является классическим детищем эпохи индустриального панельного домостроения, и больше о нем сказать нечего.

Ателье индивидуальных заказов Куйбышевского трикотажного комбината. Модельеры — члены художественного совета ателье за осмотром моделей к весенне-летнему сезону 1953 года. Послевоенные модели выглядели совсем не так, как сейчас!
Ателье индивидуальных заказов Куйбышевского трикотажного комбината. Модельеры — члены художественного совета ателье за осмотром моделей к весенне-летнему сезону 1953 года. Послевоенные модели выглядели совсем не так, как сейчас!

Поскольку авторство двух исторических корпусов неизвестно, на эту тему можно строить догадки и делать предположения. Как мы знаем, квалифицированные проектировщики в городе были в те годы в большом дефиците – из дипломированных архитекторов работали практически только Петр Щербачев и прибывший в Самару в 1929-м Леонид Волков.

Демонстрация новых моделей женского трикотажного платья к весенне-летнему сезону в клубе швейников, 1958 год
Демонстрация новых моделей женского трикотажного платья к весенне-летнему сезону в клубе швейников, 1958 год

Что касается Петра Александровича, он в Самаре родился, вырос и провел всю жизнь – за исключением времени учебы в столице, стажировки в Европе и вынужденного отъезда во времена КОМУЧа. Творчество Щербачева-младшего изучено досконально и новые открытия уже маловероятны. А вот жизнь и работы приезжего Л.А. Волкова известны не столь подробно. Можно еще вспомнить, что трикотажная фабрика на момент создания находилась в ведении краевой «детской» комиссии, являвшейся структурным звеном НКВД-ОГПУ, Леонид Волков же, как известно, был «доверенным архитектором» этой грозной организации.

Офисный центр
Офисный центр

Трикотажное предприятие за годы деятельности сменило несколько названий и ведомственную подчиненность, перейдя в 1939-м году под крыло Куйбышевского областного Управления легкой промышленности, в 1953-м – Министерства промышленных товаров широкого потребления РСФСР. Фабричная продукция - в особенности шерстяной трикотаж - пользовалась огромным спросом. В новые времена солидный прядильно-трикотажно-швейный комплекс как-то тихо угас, бывшие производственные корпуса и административные помещения занимают бесчисленные арендаторы

Интерьер ресторана-банкетного зала Хац Хаус на Рабочей, 15
Интерьер ресторана-банкетного зала Хац Хаус на Рабочей, 15

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете