Удивительная была жизнь 100 лет назад! Новое время принесло новую идеологию, породило новый стиль жизни и совершенно новую архитектуру. Архитекторам было где развернуться, они и разворачивались.
Создавали новые типы зданий – жилые коммуны, фабрики-кухни. И – о чем раньше вообще не слыхали - Дворцы Культуры! Ведь раньше как проходил досуг широких народных масс? Главными составляющими было посещение кабаков и игра на гармони. Ну еще праздничные церковные службы проводились. Для воспитания нового человека это никуда не годилось! И уже в 20-е годы, еще толком не оправившись от гражданской войны, страна начала массовое строительство рабочих клубов.
Клубам, что называется, отводилась главная роль в формировании общественного сознания на основе коммунистической идеологии. Функций предусматривалось множество! Во-первых, новый человек должен быть красивым и умным – для этого нужны спортзал и читальня. Во-вторых, занятия по интересам тоже нужно проводить сообща. Ну и без массовых общественно-политических мероприятий никак.
Самара же в 20-е годы остро нуждалась в строителях и архитекторах. Прежних мастеров после войн и революций практически не осталось. Кто приходил на их место? Выпускники архитектурных и технических ВУЗов. В их числе Самару в 1929-м году приехал полный замыслов и амбиций молодой архитектор Леонид Волков. В скором времени он был приглашен на работу в структуре ОГПУ, и именно ему было поручено строительство целого комплекса сооружений для этой грозной организации.
Комплекс включал в себя здание Управления внутренних дел, скромно выглядящий дом для рядовых сотрудников ОГПУ и эффектно декорированный дом для высшего офицерского состава. Во дворе дома для высших чинов имелся невидимый посторонним закрытый распределитель. «Всеобщее равенство» на практике! Но сейчас не об этом.
В состав комплекса также входил грандиозный центр для торжественных мероприятий. Стройка шла очень быстро, и меньше чем за два года на старинной улице Вознесенской появилось новое крупное общественное здание. В декабре 1932-го дворец культуры чекистов начал работать.
По замыслу авторов (Леонид Волков работал вместе с архитектором Николаем Телицыным) основной объем здания представляет собой шестиэтажный цилиндр с опоясывающими его прогулочными галереями, выходящими на перекресток. По бокам от «цилиндра» размещены лестнично-лифтовые блоки. Главное содержимое «цилиндра» - зрительный зал на 600 мест, расположенный относительно улиц под углом 45 градусов. Входная группа находится сбоку за лестнично-лифтовым модулем, а помещения спортивного блока с учетом рельефа улицы спускаются каскадом в сторону Волги . Вся внутренняя структура здания легко читается на фасадах.
Что в итоге? Строгий лаконичный облик. Эстетика конструкций. Ни одного лишнего элемента. Интерьер в полном соответствии с внешним видом – стены, облицованные гранитом и мрамором, паркетные полы, минимальный декор.
Еще каждый дворец культуры должен носить чье-то имя. Чье имя должен носить ДК чекистов? Естественно, Ф.Э. Дзержинского! В фойе есть соответствующий музейный уголок с бюстом и тематическими фото.
Люди суровой профессии показали себя большими любителями музыки, так что Дзержинка всегда играла заметную роль в жизни Самары. Еще в 40-х годах прошлого века стала городским джазовым клубом. И первым в Самаре джаз-бэндом был именно оркестр НКВД. Клуб же ведомственный! Собрания и митинги конечно, тоже проводились. Еще концерты к памятным датам НКВД и МВД. Когда Владимир Высоцкий в 1967-м году впервые приехал в Самару(Куйбышев), тоже выступал в ДК имени Дзержинского.
Кстати, в этом году у «Дзержинки» юбилей – 90 лет активной жизни! Продолжает нести культуру в широкие массы.
А Леонид Волков построил в Самаре еще очень много. Про речной вокзал я писала.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете