Найти тему
Александр Долгих

Русский человек, совершивший невероятное — операция Рогозова, прославившая его на весь мир

Одним из самых удивительных деятелей отечественной медицины был врач-хирург Леонид Иванович Рогозов. А славу свою он заслужил за сложнейшую операцию, которую ему пришлось делать самому себе.

Проведенное хирургическое вмешательство сделало молодого советского врача известным на весь мир — множество студентов после этого стали писать ему письма, выражая восхищение мужеством, стойкостью, профессионализмом. Интересно, что одна из студенток, жительница Чехословакии, написавшая такое же восторженное письмо, в свое время стала Леониду Ивановичу женой. Кроме того, настоящему врачебному подвигу Рогозова посвятил свою песню и известный музыкант Владимир Высоцкий. Ну и, разумеется, не обошла стороной уникальную операцию мировая пресса. Но что привело молодого человека к этой операции в неподготовленном месте, что заставило его резать самого себя?

Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, —
В холоде сам себе скальпелем
Он вырезает аппендикс...
(из песни В. Высоцкого о Леониде Рогозове)

Дело в том, что сразу после завершения обучения в медицинском институте 27-летний Леонид Рогозов отправился в качестве врача вместе с 6-й советской антарктической экспедицией в Антарктиду. 18 января 1961 года эта экспедиция основала станцию Новолазаревская, где и встала на зимовку. Спустя несколько месяцев, 29 апреля 61-го года, Рогозову, единственному врачу в составе экспедиции, стало плохо. Среди симптомов у молодого человека была тошнота, сильная боль, температура и слабость. Все это явно указывало на острый аппендицит.

-2

Разумеется, Леонид Иванович сперва попробовал более простые методы лечения — покой, голод, антибиотики и прикладывание льда и снега к больному участку тела. Однако ничто из этого не помогло, и уже на следующий день врачу стало еще хуже — температура повысились, а боль ударила с новой силой. В разбросанных вокруг антарктических станциях доктора, конечно, были, вот только самолетов там не имелось, а значит до Новолазаревской они бы быстро добраться не смогли. Тут-то и стало понятно, что помочь себе и спасти свою жизнь Рогозов сможет только самостоятельно — больше надеяться не на кого.

Понятно, что у молодого человека во время операции были ассистенты. В качестве таковых выступили инженер-механик экспедиции Теплинский, в задачу которого входило держать зеркало, метеоролог Артемьев, подававший Рогозову инструменты, и на всякий случай неподалеку находился начальник станции Гербович — ему следовало заменить какого-либо ассистента, если тому вдруг станет плохо. Все эти 3 помощника к медицине никакого отношения не имели даже близко, но других у Леонида Ивановича не было. В качестве операционной выбрали одно из жилых помещений станции, предварительно освободив его от всего ненужного. Далее комнату простерилизовали, как простерилизовали и все инструменты, которыми нужно было проводить операцию. Наконец, все было готово, и приблизительно в 2 часа ночи уникальная операция началась.

Рядовая операция в новых условиях была сложнейшим и опасным делом. Во-первых, хирургу приходилось резать себя без перчаток, так как в большей степени он полагался не на зеркало, а на чувствительность своих пальцев. Во-вторых, операция проводилась из крайне неудобного положения и во многом вслепую. В-третьих, несмотря на обезболивающее, она все равно была болезненной, и Рогозов в прямом смысле слова находился временами в полуобморочном состоянии. Длилось всё долго, так как врач едва ли не терял сознание, в связи с чем временами устраивал небольшие перерывы.

-3

Самое страшное случилось на важнейшей стадии, когда надо было отсечь аппендикс — тогда вдруг упало сердцебиение, и Леонид Иванович едва только большим чудом остался в сознании. В конечном итоге он справился, и в 4 часа утра операция была закончена. После нее у него еще была температура, но спустя 5 дней она спала — вот так и миновала опасность для жизни молодого хирурга. А спустя 2 недели Рогозов уже вновь стал работоспособен и приступил к выполнению своих обязанностей.

Данная операция стала первой в мировой практике подобной операцией, проведенной на антарктической станции. Сделана она была, как выяснилось позже, буквально в последний момент — даже небольшое промедление стоило бы Леониду Рогозову жизни.

-4

В город Ленинград экспедиция вернулась осенью, в октябре 62-го года. Сразу же по приезду Рогозова отметили наградами и грамотами. В дальнейшем молодой человек пошел учиться по медицинскому направлению и дальше, став в итоге хорошим врачом и проработав в ленинградских больницах фактически всю оставшуюся жизнь. Умер Леонид Рогозов в возрасте 66 лет в 2000-м году от осложнений, связанных с другой операцией, которая проводилась на легком.

Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: