В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства принял предложение известного ученого Д.И. Менделеева о создании экспериментального бассейна. Эту идею поддержал Генерал-Адмирал великий князь Алексей Александрович, который на тот момент возглавлял Ведомство.
В 1890 году Морской технический комитет утвердил план бассейна, а компания, которая производила материалы для британских бассейнов, получила контракт на поставку оборудования и приборов для российского бассейна.
В 1891-1892 годах на острове Новая Голландия забетонировали чашу канала, возвели несколько зданий, в которых находились офисы и хозяйственные постройки. Руководство новым учреждением взял на себя преподаватель Морской академии - капитан А.А. Грехнев.
Этот бассейн был задуман как лаборатория для определения сопротивления воды при движении судов. Бассейн был огромен: его длина составляла 120 метров, а ширина и глубина — 6,7 и 3 метра соответственно.
В 1893 году в здании завершили установку буксирной тележки и оборудования. А в июне сделали модель броненосного крейсера под названием «Герцог Эдинбургский» для проведения первых испытаний. Позднее были проведены различные испытания крейсеров и линкоров.
Целью этих испытаний было определить, какая мощность двигателя необходима для достижения определенной скорости, а также определить, какую форму должен иметь корпус корабля, чтобы эффективно использовать эту мощность. Всего в мире на тот момент было шесть таких бассейнов. А бассейн в Новой Голландии был первым в России.
В марте 1894 года Александр III посетил Новую Голландию вместе с высшими чинами Морского ведомства для ознакомления с работой бассейна. Этот день отмечается как дата основания Крыловского государственного научного центра.
В 1899–1900 годах контр-адмирал З. П. Рожественский взялся за необычную операцию по спасению линкора береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель на острове Гогланд. Для практических расчетов и экспериментов на месте происшествия он использовал модель судна, которая была построена и испытана в опытовом бассейне. Это оказало неоценимую помощь, позволившую ему одержать победу над задачей, которую многие эксперты считали невыполнимой.
В январе 1900 года Капитана-Адмирала А.Н. Крылова назначили «исполняющим должность начальника опытового бассейна». Именно он предложил создать научно-исследовательское учреждение, которое включало в себя: бассейн для проведения опытов и различные лаборатории.
В этом же году вице-адмирал С.О. Макаров приказал провести испытание первого в мире линейного ледокола "Ермак" для оптимизации конструкции корпуса в носовой части. Опытовый бассейн стал важной частью в развитии ледокольной промышленности в России и СССР.
Также проводились испытания эскадренного броненосца «Петропавловск» для усиления кузова.
В 1911 году император Николай II подписал указ, в котором закреплялось название: Опытный судостроительный бассейн.
С 1918 по 1925 год участь бассейна была неизвестна из-за Гражданской войны и ее последствий. В 1919 году С.В. Вяхирев принял на себя руководство бассейном. После утверждение пятилетних программ судостроения в середине 1920-ых годов в бассейне снов начались работы. В 1930 году начальником бассейна стал Н.В. Алякринский, под руководством которого начались испытания самодвижущихся моделей и гребных винтов, а также обширные исследования судовых силовых установок.
31 мая 1931 года на базе Опытового судостроительного бассейна и трех секций Научно-технического комитета ВМС РККА (кораблестроительной, подводного плавания и механико-электротехнической) был основан Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК) (с 1932 года НИИ-1 ВМС).
В конце 1930-ых годов институт стали расширять и решили построить новые комплексы зданий в районе нынешнего Московского проспекта (Средней Рогатки).
В период Второй Мировой Войны 400 сотрудников были эвакуированы в Казань, а в Ленинграде осталось всего 80 человек. Им нужно было сохранить комплексы сооружений в Новой Голландии, а также оказывать помощь флоту и судостроительным заводам.
В частности, на базе лабораторий этого института был создан завод по ремонту торпедных катеров, где было отремонтировано 96 двигателей. Специалисты института принимали участие в ремонте судов в Кронштадте и Ленинграде, собирали информацию о боевых повреждениях. Исследования продолжались вплоть до конца 1970-х годов в старом экспериментальном бассейне в Новой-Голландии.
До начала 21 века в исторических зданиях бассейна оставались отдельные подразделения ЦНИИ им. Академика Крылова. Однако, большая часть этих помещений уже была сдана в аренду различным компаниям. В 2006 году здания института на территории Новой Голландии были разрушены для проведения реконструкции острова и создания на нем парковой зоны.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Строительство Санкт-Петербурга. Правда и ложь
Петр Телушкин. Ремонт шпиля Петропавловского собора. Жест "выпить".
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Первый музей России.
Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны и здание Биржи. Где раньше располагался порт?
Летний сад. Три наводнения. Что происходило с садом после смерти Петра I?