Найти в Дзене
Психолог из детсада

Мальчик не убирает дома игрушки. Потому что, в садике убирает за всех

Оглавление

В Telegram-канале одного детского психолога мама шестилетнего ребенка выложила запрос: «Мальчик не хочет убирать дома игрушки. Говорит, что в садике убираем за всеми. Ничего не помогает. Были у психолога. Она посоветовала ставить стул на средину ковра, садиться и громко возмущаться, почему игрушки не убраны. Но дело с мертвой точки не двигается. Я в отчаянии. А что посоветуете вы?».

Пока жду эфира коллеги с ответом на этот вопрос, хочу разобрать с вами ситуацию здесь. Потому что зацепило.

Рассмотрим наиболее вероятный вариант. Хотя другие не исключаются, потому что всей картины мы не видим.

Мальчик объясняет причину своего поступка – убирает за всех игрушки в детском саду. Но мама и специалист (что очень странно) игнорируют этот ключевой фактор.

Почему ребенок убирает за всех игрушки в детском саду? Очень возможно, так выгодно взрослым, воспитателям.

К сожалению, есть педагоги, выбирающие воспитательные стратегии не «как лучше», а «как легче». Они выделяют пару-тройку послушных, самостоятельных детей и назначают их своими помощниками.

Детские помыслы чисты – они искренне готовы помочь. И не сразу понимают, что их используют, манипулируют готовностью сделать доброе дело.

– Дети, все выходим одеваться на прогулку! А Ванечка, мой главный помощник, остается убирать игрушки. Он у нас молодец, все равно быстрее всех одевается.

Постепенно к ребенку приходит понимание, что быть «главным помощником» не так уж хорошо. Обязанностей появилась масса:

  • задвинуть за ребятами стульчики,
  • отвести с прогулки кого-то в туалет и привести обратно,
  • аккуратно расставить обувь после прогулки и т.п.

Авторитета среди детворы нет – ребенок чуть ли не обслуживающий персонал в их глазах. Но себя отстаивать надо, могут формироваться нездоровые отношения между детьми: «Я помощник босса и я главнее вас».

Кроме словесных поглаживаний «умничка», «молодец», проделанная сверх нормы работа не компенсируется.

Понимание, что что-то в этой ситуации не так, у ребенка дошкольника интуитивное. Ему трудно самому обозначить проблему. Его реакции не словесные, не рациональные, а поведенческие. В данном случае бунт. Но если педагог не считает зазорным манипулировать таким ребенком, то и бунт он умело подавит:

– Ваня, лень и плохое настроение нужно оставлять дома. В садике нет слова «не хочу».

Дома мальчику бунтовать легче. Можно, наконец выразить свои эмоции: «Как это стало противно – убирать игрушки!»

Искренне жаль, мальчишку в этой ситуации, поскольку дома можно тоже не найти понимания.

Вместе играем, вместе убираем
Вместе играем, вместе убираем

Кстати, далеко не все «помощники воспитателя» бунтуют. Психологические защиты у ребенка могут проявиться разные. Сталкивалась со случаем, когда девочка убедила себя, что убирать за всеми – это просто здорово! Сработал рационализаторский тип психологической защиты. Помню наш диалог:

– Даша, ты не обязана убирать за всеми. Каждый убирает свои игрушки сам.

– Нет, лучше я уберу. Они не поставят так аккуратно.

– А ты хочешь, чтобы они ставили аккуратно?

– Я ничего не хочу. Я буду убирать за всеми, даже когда вырасту большой. Это же здорово!

Представьте, сколько, на самом деле, безнадежности в этих словах.

Как решить проблему «главного помощника» по уборке игрушек

Если вы педагог

Откажитесь от порочного «легкого» пути. Возможно, вам пока не хватает опыта, как организовать группу детей, чтобы каждый убрал за собой сам. На вашу просьбу, убрать игрушку, тот или иной ребенок отвечает: «а я ею не играл». Не теряйтесь. Есть игровые способы, в которые легко включаются дети. Например «Магазин перед открытием».

Вы предлагаете:

– Ребята, перед прогулкой, предлагаю заключительную игру «Открываем магазин». Посмотрите, наши полки с игрушками пустые. Пусть это будет пока пустой магазин игрушек. В него нужно завести товар? В нашем магазине будет много игрушек? Кто хочет продавать кукол? А кто посуду? А у кого я смогу купить кубики? Машины?

Только не забудьте действительно «что-то купить» в заполненном магазине. И обратить внимание детей, какой они навели порядок.

Но каждый день ведь в магазин играть не будешь.

А каждый день и не потребуется. Через неделю уже достаточно будет инструкции: «Давайте наведем такой же порядок, как в нашей игре «Открываем магазин».

Дети приучаются к порядку, если работать над этим каждый день.

Здоровые отношения в детской группе во многом зависят от взрослых
Здоровые отношения в детской группе во многом зависят от взрослых

Если вы родитель

Решайте проблему напрямую. Не возлагайте задачу на ребенка. Он уже участник манипулятивной игры. Выйти на неё на «раз-два» не получится. Да он может сказать педагогу: «Мама сказала, чтобы я больше никогда не убирал за всеми, только за собой». Но контролировать развитие дальнейшей ситуации ему самому будет трудно.

1. Вместо него может быть назначен другой «главный помощник». Несправедливая ситуация по сути не изменится. У ребенка будет чувство вины, что он подставил другого.

2. Воспитатель может отстранить ребенка от уборки игрушек, но в целом не менять тактику: «Не будешь убирать игрушки. Будешь, как ответственный, аккуратный мальчик всегда поливать цветочки».

3. Сверстники не сразу воспримут новый статус ребенка. Ребенок сам, незаметно для себя, может вновь начать оказывать «добрые услуги».

Поговорите деликатно с педагогом, желательно в присутствии старшего воспитателя (методиста).

Должны быть проработаны следующие вопросы:

1. Что входит в перечень обязанностей дежурных группы. Каков график дежурства.

2. Как ежедневно убираются по своим местам в группе игрушки. Почему не должно быть главных и второстепенных помощников.

3. В чем причина недоверия к другим детям при назначении поручений? Они не слушаются? Они недостаточно аккуратны? Кто из опытных педагогов может подсказать, как справится с этой проблемой.

4. Когда и каким образом можно промониторить, что проблема решена?

Если вы сталкивались с похожей проблемой, оставьте информацию в комментариях. Они тоже важная часть публикации.

С уважением, ваш Психолог из детсада.