Найти тему
Психолог из детсада

Какими должны быть запреты для ребенка-дошкольника. Примеры верных и неверных запретов

Оглавление

Уважаемые читатели, в прошлых публикациях мы обсудили, как родителю быть уверенным в своих запретах и разрешениях, нужны ли запреты детям.

Сегодня поговорим, какими должны быть "здоровые" запреты при воспитании ребенка-дошкольника.

Запреты должны быть последовательными и реалистичными

Последовательность и реалистичность – два принципа, позволяющие установить разумные устойчивые правила не только для детей, но и для всех членов семьи.

Пример непоследовательности при запретах

Ребенок за завтраком проливает какао, мать ругает его за неаккуратность, вытирает тряпкой, лужицу на столе. В обед такая же ситуация с компотом, но мать занята разговором по телефону, лишь безнадежно отмахивается. Лужицу вытирает уже после того, как ребенок ушел в свою комнату и нужно убрать посуду со стола. Вечером та же ситуация с чаем, мать молча дает сыну подзатыльник и заставляет убрать со стола.

Чем больше негативных эмоций, тем сложнее выработать нужное правило
Чем больше негативных эмоций, тем сложнее выработать нужное правило

При последовательном запрете в семье создается правило: «Нужно быть аккуратным за столом. Это место для приема пищи, а для игры есть другие места. Важно не вертеться, чтобы ничего не пролить. Если что-то случайно пролито, извинись и попроси помочь тебе убрать со стола».

Дети с 4-5-ти лет могут взять тряпку и вытереть лужу. Для них вводится более самостоятельное правило: «Разлил – убери за собой».

Развитие ответственности за свой поступок, при последовательных правилах, действует лучше нотаций. Не смотря на то, что дети подвижны, им, как и взрослым, не хочется совершать лишних движений, убирать за собой. Поэтому при помощи саморегуляции лучше приучиться лишний раз ничего не проливать.

Важно учесть, что дети любят пробовать, насколько прочны установленные правила. Даже самый спокойный и последовательный взрослый столкнется с детским «экспериментом» типа: «А что будет, если я не соглашусь убрать за собой».

Если ребенок почувствует, что запрет есть запрет, он постоянен и един для всех (как красный свет светофора), охота ставить такие эксперименты быстро пропадает. В то время, как при непоследовательных запретах, ребенок будет дольше и разнообразнее провоцировать взрослого, пытаясь понять логику его поведения.

Пример нереалистичных запретов

Ребенок, не слушая мать, бегает по комнате, не реагируя на ее указание успокоиться. Хватает и тут бросает пульт от телевизора, разбрасывает диванные подушки. Мать, пытаясь догнать малыша, на это реагируют угрозами:

– Я сейчас вызову полицейского, и он заберет тебя.

Через минуту пытается придумать что-то «пострашнее»:

– Я позвонила врачу, и он приедет сделать тебе укол.

– Отдам тебе в детский дом.

Такое поведение родителя связано с незнанием детской психологии. Нам кажется, что на ребенка нужно воздействовать словом. И чем «страшнее» угроза, тем она действеннее. Но слова – слабый регулятор для детского непосредственного поведения. Тем более, что нереальные запреты:

  • разжигают любопытство у детей с сильной нервной системой: ух ты, я увижу настоящего полицейского или мама опять врёт?
  • запугивают детей мнительных, тревожных: я не дамся никакому полицейскому и врачу, попробуйте сначала поймайте меня.

На ребенка подействует, если взрослый правильно организует его деятельность в нужном месте в нужное время.

В данной ситуации взрослый может принять во внимание детскую потребность двигаться и предложить подушечные бои.

Но бои устраиваются строго «на ринге» (например, на ковре), определенными подушками, а не всеми подряд. Начало и окончание боев оглашаются звуковым сигналом (таймер). После подушечных боев предлагается ряд спокойных игр на выбор (теперь можно рисовать, читать, заняться конструированием).

Где, когда и как заниматься определенным видом деятельности, ребенку-дошкольнику помогает решить организатор-взрослый.
Где, когда и как заниматься определенным видом деятельности, ребенку-дошкольнику помогает решить организатор-взрослый.

Оставляйте ребенку свободу выбора организованных, с вашей помощью, дел и игр. Так как ребенок чувствует уважение к себе со стороны родителей и легче принимает ограничения.

Воспитательную беседу о том, почему нельзя хватать пульт и шуметь в квартире, лучше провести в спокойной обстановке, попросив ребенка вспомнить, чем он недавно был занят.

Для того, чтобы избегать конфликтов при введении запретов, обязательно спокойно и коротко объясняйте ребенку, с чем связаны требования.

Исходите из того, что это не лично ваши запреты. Ребенок охотнее послушается, если сказать, что такое правило существует в мире, и какой приятный "бонус" можно получать его соблюдая:

– Если аккуратно обращаться с пультом, он не сломается. И значит, любимые мультфильмы можно будет смотреть всегда вовремя.