Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Братья Корниловы. РУССКИЙ МОДЕРН. Художник Е.М. Бём. Тарелки.

Здравствуйте, друзья. Частично творчеству Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914) на канале уже была посвящена статья под названием "Силуэты в фарфоре ИФЗ (ЛФЗ)", и как пример, приводились образцы кофейных пар с силуэтами Е.М. Бём на чашечках костяного фарфора, созданных в начале 2000-х годов на ЛФЗ\ИФЗ.

Напомню, что Елизавета Бём (Эндаурова) стала известной в 1870-х годах благодаря выпуску альбомов открыток "Силуэты" и "Силуэты из жизни детей", выпущенных картографическим заведением под упр. А.А. Ильина, дяди Бём. Поклонником её работ стал Л.Н. Толстой. И.Е. Репин от силуэтов Бём пришёл в восторг, написав на обороте подаренной ей собственной картины: "Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Её "чёрненьких" я люблю больше многих-многих беленьких". Новым в её силуэтах был интерес к крестьянской жизни, зарождённый не без влияния творчества Н.А. Некрасова. Ею создаются альбомы силуэтов "Пословицы в силуэтах", "Поговорки и присказки в силуэтах", а также иллюстрации-силуэты к "Запискам охотника" И.С. Тургенева.

Но технологии не стоят на месте. В 1880-х годах появилась возможность достаточно дешёвого воспроизведения типографским способом на бумаге (и на фарфоре, как на бумаге) практически любой сложности полихромных изображений с приличным качеством. Этот технологический рывок вызвал моду на открытки ("открытые письма"). Как раз в этот период взошла звезда графика и акварелиста Н.Н. Каразина. Но оказалось, что и Е.М. Бём является прекрасным художником-акварелистом. Спрос на её цветные открытки с пословицами с изображением детей был невероятен. При этом надо отметить, что дети на открытках были совсем малого возраста (3-5 лет), изображённые в несколько слащавой манере, а пословицы и поговорки были вполне "взрослые", что вызывало комический эффект и ещё больше прельщало публику.

В той же манере была выполнена и "Азбука".

Несмотря на стилевую близость к РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКЕ, позднее творчество Елизаветы Бём вписалось и в общую концепцию нарождающегося стиля РУССКИЙ МОДЕРН, который, с одной стороны, как весь АР-НУВО, был насквозь пропитан космополитизмом, с другой, обращён к "национальным корням", но не настоящим, а фантастическим, которые нафантазировали себе художники. В случае с Бём именно так и получилось: она изображала некий далёкий от реальности идеальный крестьянский "русский мир". И Братья Корниловы на стыке веков, обладая очень хорошим чутьём, решили сыграть на тяге к "русской экзотике" у иностранцев. Так появилась серия тарелок с русскими пословицами и поговорками, использованная для выхода на иноземные рынки.

Чтобы ещё более привлечь внимание потенциальных покупателей, в декоре корниловских тарелок с акварельными рисунками Бём был использован такой известный в европейской живописи приём, как ТРОМПЛЁЙ (ТРОМПЛЕЙ, фр. trompe-l'œil) - визуальная обманка. Когда смотришь на тарелку, кажется, что на неё брошена то ли салфетка, то ли бумажная открытка или книжная закладка с рисунком. Но если присмотреться, оказывается, что "открытка" - часть общего декора тарелки, а именно росписи. Т.е. в данном случае к стилю РУССКИЙ МОДЕРН относятся не сами акварельные рисунки Бём, сделанные в псевдорусской манере, не открытки, а тарелки - как конечный продукт синтеза "русской картинки", вполне западного приёма-обманки, яркости красок и невероятного качества выделки. В двух галереях ниже представлена корниловская серия из 12-и тарелок в общем декоре - по шесть в каждой. Серия хорошо известна на Западе (в Сев. Америке, куда и поставлялся эксклюзивный фарфор от Корниловых), так что здесь никакой путаницы быть не может. Смотрим...

Выпускались тарелки с иллюстрациями Е.М. Бём и с таким декором борта...

У Корниловых все рисунки декора борта тарелок были пронумерованы. Здесь рисунок борта идёт под номером 159. Т.е. выпускались и подобные тарелки просто с бортовым рисунком, без "открытки" Е.М. Бём. Понятно, что "с открыткой" тарелка стоила дороже, и существенно. Фото взято из свободного доступа в интернете.
У Корниловых все рисунки декора борта тарелок были пронумерованы. Здесь рисунок борта идёт под номером 159. Т.е. выпускались и подобные тарелки просто с бортовым рисунком, без "открытки" Е.М. Бём. Понятно, что "с открыткой" тарелка стоила дороже, и существенно. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Что сказать? Удивить иностранцев удалось. А вот в России такие тарелки - редкость. В похожей эстетике, но уже на внутреннем рынке, пытались работать с акварелями Бём и у "Тов-а М.С. Кузнецова". Во всяком случае, такие тарелки (с клеймом М.С. Кузнецова) существуют, но возможно, на вполне готовые кузнецовские тарелки какие-то "очумельцы" наносили деколь с рисунками Бём. Смотрелось жутко - рисунок борта проступал сквозь бледную деколь. На антикварном рынке в той же эстетике попадаются тарелки и без клейма, и с клеймом немецкой фирмы "Rosenthal" начала XX-го века (бельё?) с дополнительной маркировкой "О. Фоссъ" (роспись?). Видимо, свою копеечку пытались отхватить какие-то совсем малоизвестные фирмочки, или просто "пираты", копирующие эстетику Корниловых. По мне, так получалось похуже. Не буду здесь приводить визуальные примеры, чтобы не засорять восприятие читателей.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и иные элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.