Вот вы столкнулись с ситуацией, когда, по вашему мнению, в медицинской организации с вами обошлись неправильно: врач плохо обследовал вас, а может вы слишком долго его ждали. Или вас «пинают» от одного специалиста к другому, а правды так и нет. Что происходит с врачом, после того, как письмо с жалобой доходит до адресата в Минздраве и как «наказывают» врача.
В статье описано исключительно мое мнение и взгляд на ситуацию. Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в комментариях. Пожалуйста, сохраняйте уважение друг к другу и не переходите на личности
Я могу выделить 2 типа людей, которые пишут жалобы в Минздрав:
1. Люди, которые чем-то недовольны по объективным причинам. Например, они отметили несоблюдение медицинской этики или возникла необходимость несколько часов ждать врача, потому что тот бегал по другим отделениям, помогая больным, так как является единственным дежурным в эту смену.
2. Люди, которые просто эмоционально мстят и, зная, что у врача и организации будут проблемы после жалобы, бегут строчить письма или звонить на горячую линию с надеждой, что вот теперь, этого то непутевого врача уволят. Хотите верьте, хотите нет, но 80-85% жалоб именно от этой группы людей.
Так, что же будет с врачом? Для начала, вызовут к заведующему, главному врачу, директору, чтобы разобраться в ситуации. Поднимут всю документацию, карты, выписки, видеосъемку при необходимости. Это займёт не час и не два, а растянется на дни и недели, и в течение каждого дня будет очень сильно отвлекать врача от его непосредственной обязанности - лечить людей. Потом документы, в огромном количестве, написаные несколько раз для нескольких инстанций. Если цель жалобы заключалась в усложнении жизни врачу, то она достигнута. В итоге, исписав пачку бумаги и пройдя через несколько комиссий, этот период для врача заканчивается, и все возвращается к своему прежнему руслу. Если жалобу написали по объективным причинам, то что-то еще в теории должно было бы произойти: в утопичном мире добирается медицинский персонал, организуется дополнительное образование для работников в положенные рабочие часы (не в выходные и не вечерам), назначается дополнительная оплата за переработки. Честно, я ни разу не была свидетелем таких важных изменений, но, хочу верить, что это из-за небольшого опыта.
Теперь самый главный вопрос относительно жалобы в Минздрав: какая цель?
Высказать недовольство врачом, его общением или, непосредственно, профессиональным действием относительно пациента. В этом случае лучше всего, если вы обратитесь непосредственно к заведующему отделением или главному врачу. Поверьте, толку будет больше, как минимум потому, что они действительно будут думать о вашей проблеме и как ее решить, а не о правильной отписке в вышестоящие инстанции. Да и помочь вам можно «здесь и сейчас».
Решить какую-то проблему в виде нехватки оборудования, материалов, лекарств, медицинского персонала и т.д. Здесь я бы согласилась, что жалоба в Минздрав может помочь. Но в реальной жизни я ни разу не была свидетелем того, что после многочисленных проверок, что-то менялось. И вышеописанные проблемы, все-таки носят больше глобальный характер и зависят от совершенно разных факторов, начиная с бюджета больницы и количества ставок, на которых работают реальные врачи и заканчивая отсутствием вовремя разыгранного тендера на поставку оборудования/материалов/фармацевтики. Кто виноват - концов не сыщешь. Как думаете, поможет ли жалоба?
Чтобы врачу было плохо/его уволили. Ну будет приходить врач с работы на несколько часов позже обычного и ненавидеть жалобщика, что дальше? Уволят его, «чтобы знал, с кем связался». Разве «поставить на место врача» может являться истинной целью? В таких ситуациях лучше действовать как в первом пункте - пойти к заведующему/главному врачу. В первую очередь, они узнают, ЧТО творится у них в отделении/больнице и смогут предпринять меры. Во-вторых, именно это те люди, которые реально могут что-то поменять. В-третьих, к их компетенции и интересам относится помощь вам - они вас проконсультируют, организуют «второе мнение», выдадут дополнительные направления, в итоге - проведут беседу с врачом.
Несмотря на то, что я сама врач, мне приходилось однажды жаловаться. В моем случае (более подробно описывала тут) я пошла рассказать о сложившейся ситуации с неверным диагнозом у своего ребёнка и полным игнорированием половины симптоматики. Цель была одна - получить медицинских отвод от прививок. Жалоба в Минздрав помогла бы? - Нет. А вот разговор с заведующей решил мое возмущение.
И помните, врачи не бояться и не начинают больше уважать тех, кто жалуется. Просто при вас у доктора глаз будет дергаться чуточку сильнее.
P.s. По опыту старших коллег могу сказать, что проблем от благодарности в Минздрав не меньше, чем от жалобы)