Прусский фельдмаршал Гебхард фон Блюхер (1742-1819 гг.) был одной из наиболее выдающихся личностей наполеоновской эпохи. Правда, сегодня он в основном известен тем, что своевременно появился со своими войсками на поле боя при Ватерлоо, чем поставил окончательную точку в деле уничтожения империи Наполеона. А между тем роль этого энергичного старика в наполеоновских войнах была гораздо обширнее: недаром он получил среди своих солдат прозвище «Старина Вперед» («Alt Vorwarts»), а ненавидевший талантливого прусского фельдмаршала Наполеон прозвал Блюхера «старым чёртом» («le vieux diable»).
Гебхард Леберехт фон Блюхер (Blucher) происходил из древнего дворянского рода; он родился в семье ротмистра гессенских войск в местечке Тойтенвинкель у города Росток. Все детство мальчик провел в имении отца Гросс-Рензов, вдали от города и школы, а потому получил очень скудное образование и недостаточное воспитание. Военную службу Гебхард начал в 14-летнем возрасте, против воли родителей поступив в 1756 году на службу в шведский гусарский полк. В составе этого полка юный гусар принял участие в Семилетней войне 1756—1763 гг., а 29 августа 1760 года Блюхер попал в плен. В ожесточенной рубке, окруженный прусскими гусарами, он сражался до тех пор, пока под ним не была убита лошадь; придавленный трупом лошади к земле Гебхард и был взят в плен пруссаками.
После сражения восхищенный героизмом молодого противника прусский полковник фон Беллинг предложил Блюхеру перейти на службу Пруссии. В те времена наемных армий подобные предложения были обычным делом, и Гебхард дал согласие. Он тут же был принят корнетом в полк «Черных гусар», которым командовал фон Беллинг, и уже через несколько месяцев Блюхер был произведен в офицерское звание - стал лейтенантом. Однако затем его продвижение по службе замедлилось: Гебхард чем-то не приглянулся королю Пруссии Фридриху Великому, и потому следующий чин (штаб-ротмистра) Блюхер получил только через 10 лет - в 1771 году. Разочарованный Блюхер, не надеясь на дальнейшее развитие военной карьеры, подал в отставку и был отчислен из армии в чине ротмистра. Отставник купил себе на откладывавшиеся из жалования деньги небольшое имение Гpocc-Раддов в Померании, и занялся сельским хозяйством. Лишь после смерти короля Фридриха II Блюхер вернулся в армию: вступил в 1787 году в свой старый полк бывших «Черных гусар», который к тому времени стал полком «Красных гусар» (из-за смены цвета мундиров). При этом Блюхер был сразу произведен в чин майора. Затем Гебхард отличился в Голландии в ряде сражений против французских войск, за что был произведен в подполковники и награжден орденом «Pour le Merite» — самой почетной военной наградой Пруссии, вручавшейся только за проявленную в бою воинскую доблесть.
В 1790 году Блюхер стал полковником и возглавил свой полк «Красных гусар». В этой должности Блюхер принял участие в боевых действиях против французов на Рейне, особо отличившись в мае 1793 года в сражении при Киррвейлере, где Гебхард со своим полком в стремительной атаке пленил 300 французов и захватил 6 орудий. Этот подвиг принес ему звание генерал-майора. В 1795 году Блюхер командовал обсервационным корпусом в Нидерландах, а в 1803 году король назначил генерал-лейтенанта Блюхера губернатором Пруссии, с оставлением его в должности шефа 8-го гусарского полка.
В 1806 году 64-летний Блюхер, несмотря на преклонный возраст, принял деятельное участие в войне против французской империи Наполеона. В сражении при Ауэрштедте он командовал кавалерией в авангарде армии князя Гогенлоэ-Ингельфингена, а после разгрома прусской армии встал во главе арьергарда, прикрывавшего отступление, и принял бой с корпусом нагонявшего пруссаков маршала Бернадотта. В этой схватке арьергард Блюхера был разбит превосходящими силами противника, и отошел на соединение с герцогом Веймарским для ведения операций в тылу французов. Однако войск у герцога Веймарского оказалось мало: после соединения Блюхер имел всего 22 тысячи человек против всей многочисленной французской армии. Тем не менее, не желая сдаваться врагу, Блюхер двинулся к Любеку: он надеялся погрузиться на английские корабли и уйти, чтобы сберечь войска для последующей борьбы. Однако английского флота там не оказалось, и Блюхеру пришлось-таки сдаться окружившим его войскам маршала Виктора. Разъяренный быстрым поражением Пруссии Гебхард провел во французском плену более трех месяцев; он был освобожден только в феврале 1807 года. Его ярость и ненависть к Наполеону не смогла смирить даже врученная за проявленное мужество высокая награда: орден Черного Орла. Практически сразу после освобождения Блюхер примкнул к германскому национальному движению, и вскоре стал известен как яростный поборник новой войны с Францией. Однако, понимая, что одной из главных причин поражения Пруссии стало состояние ее армии, формировавшейся и обучавшейся по устаревшим принципам Фридриха Великого, Блюхер стал оказывать огромную поддержку военному министру генералу Шарнхорсту, который занялся реформированием прусской армии.
В том же 1807 году Блюхер был назначен генерал-губернатором Померании. Однако при этом опасавшийся французов король запрещал генералу проводить какие-либо реформы; а в 1811 году и вовсе отстранил Блюхера от должности – за враждебное отношение к Наполеону. Лишь в начале 1813 года, после разгрома Наполеона в России, Блюхер наконец-то получил возможность выступить против французов. Король назначил 70-летнего, но все еще полного сил и энергии вояку главнокомандующим пока еще немногочисленными прусскими войсками.
Как только Пруссия решилась на военные действия против Франции, Блюхер тут же двинул свой 25-тысячный корпус в Саксонию – на объединение с13-тысячным корпусом русского генерала Ф.Ф. Винцингероде. С самого начала кампании и вплоть до конца наполеоновских войн воинственный старик действовал решительно и быстро, заражая своей энергией подчиненные ему войска. Во всех походах и битвах он находился среди солдат, постоянно подгоняя их выкриками: «Вперед! Вперед!», за что и получил у пруссаков прозвище «Старина Вперед», а у воевавших под его началом русских – «Генерал Форвертс», хотя многие русские солдаты даже не понимали, что это слово обозначает (нем. Vorwarts – Вперед).
Уже в марте 1813 года солдаты Блюхера заняли Дрезден, а в мае – дрались при Люцене. Правда, это сражение пруссаки проиграли – во многом благодаря ранению находившегося в первых рядах Блюхера, который вынужден был передать командование генералу Йорку. Но уже через две недели, еще не оправившись полностью от ранения, Блюхер возглавил Силезскую армию, в которую к тому времени вошли прусский корпус генерала Йорка, а так же русские корпуса Ф.В. фон дер Остен-Сакена и А.Ф. Ланжерона (всего около 100 тысяч человек; более половины этой численности составляли русские солдаты). Причем начальником штаба Блюхера стал бывший военный министр Пруссии генерал Герхард Шарнхорст, а после его смерти 28 июня 1813 года этот пост занял генерал Август фон Гнейзенау, который ранее вместе с Шарнхорстом сыграл огромную роль в реорганизации и переучивании прусской армии, значительно повысившей ее боеспособность. Все последующие успехи и победы прусских войск в равной степени являются как заслугой Блюхера, так и его начальника штаба – генерала фон Гнейзенау.
20 мая Блюхер принял участие в сражении при Бауцене. В первый день сражения дивизии Блюхера подверглись яростным атакам корпуса маршала Сульта; и хотя французам удалось вклиниться в центр их позиций, пруссаки все же устояли. Но на следующий день Наполеон бросил на левый фланг Блюхера свою императорскую гвардию, а с тыла пруссаков атаковала кавалерия маршала Нея. И Блюхеру пришлось начать отход, что стало сигналом к отступлению всей союзной армии. Но, несмотря на отступление союзников, сражение при Бауцене нельзя назвать их поражением: французы потеряли в этой битве в два раза больше солдат (около 20 тысяч). Российский император Александр I наградил Блюхера за стойкость пруссаков при Бауцене орденом Святого Георгия 2-й степени.
В августе 1813 года Блюхер у реки Кацбах внезапно атаковал оторвавшуюся от основных сил французскую группировку маршала Макдональда (1 кавалерийский и 3 пехотных корпуса), и нанес противнику тяжелейшее поражение: погибло около 12 тысяч вражеских солдат, еще около 18 тысяч французов и 103 орудия были взяты в плен. Этот успех полностью нивелировал значение победы Наполеона в сражении при Дрездене: французскому императору пришлось, оставив завоеванные позиции, броситься на помощь разбитому Макдональду. Однако Блюхер умело уклонился от сражения с превосходящими силами Бонапарта и двинулся на соединение со шведской Северной армией кронпринца Бернадотта. По пути, переправившись через Эльбу, Блюхер у Вартенбурга с ходу опрокинул и обратил в бегство корпус генерала Бертрана, а затем вышел к Лейпцигу, где и произошло соединение войск союзников. Объединение Силезской, Богемской и Северной армий позволило союзникам дать под Лейпцигом бой основным силам Наполеона, и это грандиозное четырехдневное (16-19 октября 1813 г) сражение вошло в историю, как «Битва народов».
В этой битве войска Блюхера, только что получившего звание фельдмаршала, отличились уже в первый день сражения. Не дожидаясь подхода запаздывавшей Северной армии, Блюхер бросил пруссаков в атаку, которые, сломив ожесточенное сопротивление корпусов противника, выбили его с хорошо укрепленных позиций. Прорыв фронта французских войск севернее Лейпцига пруссаками заставил Наполеона бросить против Блюхера два новых корпуса. Это ослабило давление французов на войска Богемской армии, где уже было наметился их успех.
На следующий день войска Блюхера продолжили наступление и подступили вплотную к Лейпцигу. В течение двух дней они штурмовали и брали деревню за деревней, выбивая из них французов, а 19 октября пруссаки ворвались в пригород Лейпцига, а затем вместе с другими союзными войсками очистили город от противника. После чего Блюхер порывался немедленно организовать преследование отступающего Наполеона, но командующие союзных войск его не поддержали. Компенсируя разочарование «Старины Вперед», император Александр I наградил Блюхера за вклад в общую победу высшим военным орденом России – орденом Святого Георгия 1-й степени.
В кампанию 1814 года прусский фельдмаршал действовал так же быстро и решительно, хотя в этом году удача то и дело изменяла ему. Но Блюхер никогда не падал духом и вновь бросался в бой. В январе его войска форсировали Рейн и Мозель, едва не окружив корпус Мармона; затем пруссаки форсировал Маас, вынудив маршала Виктора отступить. Но у Бриена Блюхер потерпел поражение, и сам чуть было не попал в плен. Тем не менее, искусным маневром, Блюхер вывел свои войска из боя, а уже через три дня рассчитался с французами в сражении при Ла-Ротьере. Во многом благодаря именно распоряжениям Блюхера французская армия потерпела там поражение.
В начале февраля Блюхер начал наступление на Париж. Но при этом его войска растянулись, и Наполеон в трех последовательных сражениях разбил их по частям; понесшая огромные потери армия Блюхера была вынуждена отойти. Но уже через неделю оправившийся от внезапных ударов противника Блюхер возобновил наступление и, получив подкрепления, дал в начале марта французам бой при Краоне. Правда, опрокинуть превосходящие силы противника ему так и не удалось, но Блюхер вовремя отвел свои войска с поля боя - под прикрытием ураганного артиллерийского огня и кавалерийской контратаки, отбросивших преследователей. При этом французы понесли более высокие потери: 8 тысяч солдат против 5 тысяч у пруссаков; к тому же у них по ранению вышли из строя маршал Виктор и 6 генералов.
В битве при Лаоне Блюхер, весь день успешно сдерживавший атаки французов, заметил, что подоспевший на помощь Наполеону 11-тысячный корпус маршала Мармона расположился на ночлег по другую сторону непроходимого болота, отделившего его от остальной французской армии. Воспользовавшись этим, «Старина Вперед» предпринял ночную атаку на Мармона. Пруссаки в полном молчании вышли к биваку французов, и лишь тогда загремели ружейные выстрелы и загрохотали пушки. Заспанные солдаты Мармона обратились в паническое бегство; в плен пруссакам попали 2 тысячи французов и весь артиллерийский парк корпуса (45 орудий). К утру корпус Мармона фактически перестал существовать: офицерам удалось собрать всего несколько сотен человек, остальные солдаты просто разбежались.
Наполеон в ярости за разгром корпуса Мармона весь следующий день атаковал позиции Блюхера но, ничего не добившись, был вынужден отступить. Отступление Наполеона передавало стратегическую инициативу Блюхеру и грозило полным разгромом отходящим французам, однако пруссаки в течение недели не могли преследовать противника: старость и военные трудности все же подорвали здоровье Блюхера: он больным слег в постель. Лишь 25 марта вернувшийся в строй Блюхер возобновил наступление на Париж. А 30 марта прусская армия Блюхера и австрийская армия Шварценберга (большую часть обеих армий составляли русские корпуса) вышли к предместьям Парижа и в ожесточенных боях овладели ими. На следующий день Париж капитулировал, что вскоре привело к отречению Наполеона. Захват Парижа прусский король отметил присвоением Блюхеру титула «князь Вальштатдский».
Казалось, наполеоновские войны закончены, однако в марте 1815 года Бонапарт вернулся из изгнания и вновь захватил власть во Франции. Все страны антинаполеоновской коалиции подняли по тревоге свои войска для окончательного свержения упрямого императора. Король Пруссии тут же назначил Блюхера командующим прусско-саксонскими войсками в Нидерландах и Бельгии, которые насчитывали 105 тыс. пехоты, 12 тыс. кавалерии и 296 орудий. Блюхер тут же двинулся на соединение с англичанами, стоявшими у Катр-Бра, но по пути, у бельгийского города Линьи, его армию перехватил Бонапарт. В разыгравшемся сражении французам удалось потеснить правый фланг Блюхера; старый полководец перебросил подкрепления на правый фланг, ослабив этим центр своих позиций, и заметивший эту ошибку Наполеон бросил в атаку свою непобедимую гвардию, которая прорвала центр пруссаков. Блюхер попытался исправить положение, лично возглавив атаку 32 эскадронов прусской кавалерии на Императорскую гвардию. Однако французские гвардейские гренадеры отбросили прусских кавалеристов; при этом под Блюхером была убита лошадь, и старый генерал рухнул на землю, потеряв от удара сознание. Он вполне мог бы попасть в плен к французам, но адъютант фельдмаршала, рискуя жизнью, вынес бесчувственного «Старину Вперед» с поля боя. В это время принявший командование армией генерал Гнейзенау организованно отвел прусские войска, избежав полного разгрома.
В том сражении пруссаки потеряли около 20 тысяч человек и 40 орудий, французы около 11 тысяч солдат. Тем не менее, Блюхер был разбит, но не разгромлен. Израненный, но не сломленный, вернувшийся в свой штаб «маршал Форвертс» отверг план Гнейзенау отойти из района боевых действий, чтобы дождаться спешащие на помощь австрийские и русские войска. «Старый прусский лис» совершил блестящий маневр, уведя преследовавший его корпус Груши как можно дальше от основных сил французской армии; а затем оторвался от преследования и поспешил на помощь английским войскам, погибавшим на поле при Ватерлоо. Пруссаки подоспели как раз вовремя, чтобы переломить ход почти проигранной Веллингтоном битвы и внезапным фланговым ударом опрокинуть французскую армию, обратив ее в бегство. Это решило судьбу Наполеона и Франции. После сражения Блюхер организовал неотступное преследование разбитых французов, и 7 июля вошел в Париж, окончательно завершив этим затянувшиеся наполеоновские войны. После сдачи Наполеона свирепый старик требовал немедленного расстрела французского императора, однако Веллингтон с ним не согласился, и Наполеон Бонапарт остался жив, вновь отправившись в теперь уже бессрочную ссылку...
За заслуги Блюхера в битве при Ватерлоо король Фридрих Вильгельм III пожаловал ему свой дворец близ Бранденбургских ворот в Берлине, и наградил учрежденной специально для Блюхера высшей степенью боевого ордена Железного креста — Большой звездой. Эта награда получила название «Звезды Блюхера» и длительное время существовала в одном экземпляре. Лишь в марте 1918 года подобной награды был удостоен фельдмаршал Пауль Гинденбург (за всю историю Германии было только два награждения этой высокой боевой наградой). Кроме того, Блюхеру была вручена наградная сабля в золотой отделке с нанесенными на ножны венками и другими знаками победы и славы.
Но уставший от сражений 73-летний фельдмаршал отметил окончание войны тем, что оставил пожалованный ему королевский дворец, и удалился в свое силезское поместье, где и проживал на покое до самой своей кончины, последовавшей 13 сентября 1819 г.
Список других статей канала, посвященных наполеоновской эпохе, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.