Найти тему
Школа №1158

Как формировать правильное речевое дыхание у дошкольников? Рекомендации логопеда

Правильное речевое дыхание ‒ это основа звучащей речи. Плавность и связность речи во многом зависит от умения правильно дышать во время разговора. Умение контролировать вдох и выдох определяют произношение отдельных звуков и их сочетаний, громкость голоса и необходимые интонации. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Неправильное дыхание может влиять на физическое и психологическое состояние ребёнка, поэтому осознанное формирование правильных дыхательных навыков является ключевым аспектом его обучения и заботы о здоровье. В данной статье мы рассмотрим, как сформировать правильное дыхание у детей дошкольного возраста и преодолеть нарушения в этом процессе.

Нарушения функции речевого дыхания приводит к неправильному произнесению фраз, отсутствию плавности речи, интонационным ошибкам. Нечёткость фраз, возникновение вынужденных пауз в высказываниях ‒ следствие неразвитости дыхательной системы. Однако, с помощью специальных упражнений и игр, родители и педагоги могут помочь детям формировать правильную дыхательную технику и преодолеть эти недостатки.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Важно: нужно давать ребёнку упражнения только в игровой форме.

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох ‒ с её сужением.

Для формирования правильного дыхания ребёнка можно предложить множество интересных игр:

• сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки (эти предметы можно сделать самостоятельно);

• дуть на лёгкие шарики, карандаши, свечи;

• поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

Можно проводить игры на развитие дыхания не только как часть комплексного занятия с ребёнком виде динамической паузы, но и активно использовать в самостоятельной игровой деятельности ребёнка.

Вот описание некоторых игр, которые мы проводим с детьми на наших занятиях.

1. «Забей гол Дракоше»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: лёгкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: — Сегодня мы с тобой будем футболистами, и тебе нужно будет забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона, тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание: важно следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: —Сегодня, ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуйте на шарик.

Внимание: следите за щеками ребёнка, и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Бабочки порхают»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из-под обуви, оформленная в виде летней полянки; бумажные бабочки, привязанные на нити.

Ход игры: — Наступило прекрасное, тёплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

4. «Горячий чай»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: —Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои, поэтому горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам ‒ дуть я предлагаю!

5. «Снег кружится, летает, летает»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из-под обуви, оформленная в зимнем мотиве; бумажные снежинки на нити.

Ход игры: — Наступила зима, и с неба посыпал снег. Подуйте на снежинки, чтобы они закружились!

6. «Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: — Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным, нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладём маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх. Также можно подготовить комплект «волшебных» картинок с наложенным элементом, который необходимо сдуть и найти, что спряталось под тучкой, листиками и т.д.

В заключение отметим, что в копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания, и это очень важно. Эти игры способствуют:

- развитию дифференцированного дыхания;

- более длинному, плавному и ровному выдоху;

- активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

Предлагаем и вам, уважаемые родители, создать картотеку подобных игр. Желаем удачи!

#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #СоветыЛогопеда #ДошкольноеРазвитие