Депрескрайбинг — практика здравой отменологии в медицине, когда врач решает снизить дозировку или вовсе отменить таблетки, прием коих для пациента несет больше рисков и вреда, чем пользы. Как мы уже выяснили, такая ситуация чаще всего случается в гериатрической практике (= в работе с пожилыми), потому что бабульки и дедульки пьют пилюли горстями, а врачи только подкидывают им новых. То есть, мягко говоря, не всегда отслеживают совместимость колес и целесообразность их приема.
Депрескрайбинг, несомненно, — это концентрат пользы, света и добра. Но прежде чем его причинять, разберись, что за дед перед тобой.
Если синтезировать всю имеющуюся на сегодняшний день доказательную базу по депрескрайбингу в один мануал, он бы выглядел примерно так:
- Убедись, что ты — врач.
- Выясни, что, как регулярно и в каких дозировках получает твой пациент. Узнай об особенностях и свойствах каждой таблетки, БАДа или его любимой фито-гомео-фигни.
- Постарайся прикинуть общий риск лекарственного вреда:
- посчитай количество таблеток
- оцени, есть ли среди них потенциально опасные или даже токсичные для пожилого человека.
Определи, к какой категории риска относится твой пациент. Рискованными ребятами считаются те, кому за 80 (лет, разумеется), с когнитивными нарушениями, большим букетом хронических болячек, а еще злоупотребляющие психоактивными веществами и забывающие или не очень-то желающие лечиться.
- Дотошно оцени каждый препарат на соотношение его потенциальной пользы и текущего или будущего вреда. Если польза неочевидна, а вред очень даже вероятен, — ты знаешь, что с этим делать. Например, польза неочевидна, когда механизм действия препарата лишь что-то «улучшает»: иммунитет, память, кровоток — это всё 100% мусор.
- Выбери жертву. То есть, таблетку, которую будешь отменять первой. Обычно это лекарства без эффекта или с наибольшим потенциалом вреда, либо те, которые пациент сам не хочет принимать, но не решается на этот шаг (и правильно делает, депрескрайбить может только врач!).
- Разработай четкую схему отмены препарата и позаботься о регулярном мониторинге за пациентом на этом пути. Так риски навредить будут сведены к минимуму.
Отменять можно любую таблетку, если она:
а) тупо не нужна
б) откровенно вредит.
Светлые головы в составе исследовательской группы Bresyère Research Institute Deprescribing Guidelines составили методические рекомендации по отменологии препаратов, которые для стариков могут оказаться наиболее вредоносными, особенно при их постоянном приеме. Ознакомиться с ними подробнее можно туть.
А мы кратко расскажем о том, представители каких лекарственных групп чаще всего попадают под модную ныне cancel culture.
Ингибиторы протонной помпы (ИПП)
Лучшие друзья страдающих от изжоги, язвенной болезни и прочих кислотозависимых заболеваний ЖКТ. Если по именам, то:
- Омепразол (название самого известного препарата начинается на первые 3 буквы и заканчивается третьей буквой с конца — уот так уот сказываются ограничения торговых марок)
- Рабепразол
- Пантопразол
- Лансопразол
- Эзомепразол
Все эти ребята уменьшают выработку соляной кислоты в желудке и активно применяются для облегчения симптомов гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ), рефлюкс- эзофагита, диспепсии, лечения язв двенадцатиперстной кишки или желудка, а также в составе некоторых схем уничтожения Helicobacter pylori.
Большинство из этих состояний лечатся ИПП коротким курсом (от 2 до 12 недель), но зачастую пациенты продолжают их применять неопределенно долго. Это приводит к тому, что порядка 25-70% людей используют ИПП неправильно. Длительный прием препаратов этой группы способствует полипрагмазии, повышает риск межлекарственных взаимодействий и побочных эффектов, включая диарею, пневмонию, дефицит витамина В12, снижение уровня магния в организме и переломы, особенно среди пожилых. Внушительный список, не правда ли?
Поэтому если ты или твой дед принимаете любую из перечисленных нами выше таблеток дольше 4–8 недель, обратитесь к врачу, чтобы выяснить, насколько это необходимо.
Не обязательно сразу брать и отменять ИПП. Можно начать со снижения суточной дозировки, то есть пить таблетку не дважды в день, а только раз, но под контролем врача! На пути депрескрайбинга важно действовать осторожно и постоянно контролировать симптомы: если изжога, рефлюкс и/или боли в желудке возвращаются, сообщи об этом врачу.
А более подробную пошаговую инструкцию ищи в этом отменологическом гайде.
Сахароснижающие препараты
Проще говоря, лекарства для пациентов с сахарным диабетом, которые помогают контролировать уровень глюкозы в крови. И это не только инъекционный инсулин и агонисты ГПП-1 типа нашумевшего Оземпи-... семаглутида, но и разные другие классы таблеток.
Регулярно оценивать адекватность схемы сахароснижающей терапии и вовремя что-то депрескрайбнуть, особенно у пожилых пациентов — это мастхев. Дело в том, что с возрастом целевые значения уровня сахара в крови и гликированного гемоглобина (обозначаемого как HbA1c) меняются, риски гипогликемии возрастают, а некоторые группы препаратов и вовсе попадают в раздел запрещенных из-за возрастного снижения работы почек (скорости клубочковой фильтрации).
Вместе с эндокринологом необходимо регулярно обсуждать оптимальную схему лечения, корректировать дозы или заменять какой-то конкретный препарат на более подходящий. Такие перемены можно проводить каждые 1–2 недели, пока не станет хорошо. Пожилой возраст — не самое подходящее время “жесткого” контроля и интенсивной терапии диабета. Запомни этот постулат и отнесись к нему со всей ответственностью!
О том, как пошагово депрескрайбить сахароснижающие препараты по уму, читай здесь.
Психотропные препараты
Пожилым бывает важно вовремя депрескрайбнуть нейролептики и агонисты бензодиазепиновых рецепторов.
Нейролептики или антипсихотики — это класс препаратов, которые используются для лечения «больших» психических расстройств типа шизофрении и биполярного расстройства, но ващет широко применяются даже при депрессивных эпизодах. Арипипразол, кветиапин, оланзапин и их друзья знакомы многим.
Нередко атипичные нейролептики назначаются старикам с поведенческими и психологическими симптомами деменции вроде бреда, галлюцинаций и агрессивного поведения, а также при бессоннице. Обычно это происходит в условиях стационара, а после дед отправляется домой и продолжает пить свои колеса неопределенно долго. Если “долго” продолжается больше 3 месяцев, это повод обсудить с врачом возможность отмены или снижения дозировки лекарства.
Чекасаемо бензодиазепиновых агонистов: старики могут принимать их по поводу бессонницы или тревоги; это известные многим феназепамы, зопиклоны и т.д.
Известно, что в долгосрочной перспективе агонисты бензодиазепиновых рецепторов старикам вредят, и их необходимо отменять (с постепенным снижением дозировки) всем, кто старше 65 лет. Ребята помладше: в возрасте от 18 до 64 лет, которые пьют такие колеса дольше 4 недель, тоже попадают под волну депрескрайбинга с медленным снижением доз (на 25% каждые две недели).
Подробный отменологический алгоритм по нейролептикам со стрелочками ищи здесь, а по агонистам бензодиазепиновых рецепторов — тут.
***
Такие дела, мой друг! Надеемся, ты преисполнился уверенностью и теперь сможешь депрекрайбить, не боясь облажаться.
А если ты не врач, то распечатай сей гайд и покажи доктору!
Снижаем лекарственную нагрузку, повышаем приверженность к лечению и охраняем любимых стариков вместе.
Мы рассказываем об актуальных рекомендациях по лечению и диагностике заболеваний, но призываем отказаться от самолечения и обсуждать вопросы терапии и диагностики со своим лечащим врачом.
Другие наши статьи на эту тему:
Рекомендуем подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!