5665 подписчиков
Де(д)прескрайбинг, часть 1: что стоит за модным словом и при чем здесь дед.
Вы наверняка уже заметили этот тег под нашим постом про Бирса, но вряд ли догадываетесь, что это такое. Не заметили? Ну и ладно, все равно сейчас расскажем.
Депрескрайбинг (ДП) от англ. de‐prescribing (кто бы мог подумать!) – это когда врач «нормального человека» отменяет или снижает дозировки таблеток, которые за годы и десятилетия лечения бабулек и дедов стали им неподходящими или просто потеряли свой смысл или вряд ли уже принесут какую-либо пользу.
ДП – не про отмену статинов во имя снижения холестерина чесноком и святой водой. Это скорее про обновление базы данных плана лечения на благо старика: убрать все ненужное и оставить нужное. Главная наша цель – минимизировать побочки и заставить деда улыбаться по утрам. Потому что мы печемся не только об исходах, но и о качестве жизни.
А еще снижаем лекарственную нагрузку и получаем профит: дед избавляется от лишних таблеток – горсть пилюль в его ладошке уменьшается, а приверженность к лечению увеличивается.
Готово, вы великолепны! Кто этот чертов гений, придумавший такую штуку? Как всегда, за разработкой годного метода стоит куча народу.
Сам термин «депрескрайбинг» впервые возник в Australian hospital pharmacy journal в 2003 г. в статье, где рассказывали о том, как будет классно, если оставить старикам только жизненно важные колеса. В ней подробно описали, как и что из таблеток можно отменить, заменить или уменьшить дозу. Уже звучит, как руководство к действию.
Это правда классная штука для стариков с большим букетом болячек, по поводу которых они получают слишком много таблов.
Беда в том, что в реальной жизни мало кто из врачей, особенно узкопрофильных, выписывая очередной рецепт на какой-нибудь «Глюкофарш», задумается, как он сочетается (и сочетается ли?) с тем, что дед уже получает. Грамотной отменологией заниматься врачи не рискуют, да и большинство не умеет. Тем временем, ставки высоки: чем больше межлекарственных взаимодействий, тем больше побочек. Как итог: лечение так себе, а риски отхватить неприятностей или сыграть в ящик – вполне реальные.
Стрёмное применение лекарств у пожилых, которое им только вредит, в одном систематическом обзоре A.T. Page et al. разделили аж на 6 типов:
1. Просто стрём – одновременно назначать больше 5 таблеток
2. Гиперстрём – заставлять старика пить более 10 лекарств
3. Не выписывать нужную таблетку – это тоже стрём
4. Назначать таблетку без показаний, в гомеопатических дозировках или, наоборот, сразу несколько пилюль по одному и тому же поводу – туда же
5. Очевидный бред – лечить побочки прошлого лекарства новым
6. И прямое вредительство – назначать таблетку, в которой потенциального вреда больше, чем пользы.
Есть четкая связь между тем, сколько таблеток пить и как сильно они могут навредить. Так, если использовать от 3,5 до 6,5 колес одновременно, то неприятности, вроде: падений, истощения, старческой слабости и бед с башкой – скоро дадут о себе знать.
Депрескрайбинг – оберег от горстей ненужных таблеток. Но почему это касается именно пожилых?
Во-первых, потому что мы больше всего за них боимся. Стариков редко включают в клин исследования из-за возраста и кучи болячек, поэтому насколько безопасна та или иная таблетка для них – вопрос открытый.
Во-вторых, это самая уязвимая категория пациентов. Они чаще ломаются: и физически, и ментально, иногда забывают есть, много переживают за детей и внуков и от всего этого слабеют на глазах.
В-третьих, старость – не радость. Организм работает уже с перебоями, что неизбежно влияет на метаболизм лекарств. Реакция на любую таблетку для нас порой непредсказуема.
В-четвертых, риски побочных эффектов у пожилых выше, но их легко пропустить и недооценить.
Попробуй разберись, где новая болячка, а где виновата лишняя таблетка — разберёмся во второй части.
3 минуты
10 февраля 2023
134 читали