Задание 1. Повторим основные сведения о приставках.
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем.
Например: пришёл. Было слово шёл, подставили перед корнем приставку ПРИ- и получилось однокоренное слово с близким по смыслу, но с другим значением.
Приставку также называют префиксом.
Приставка, по сути, не меняет существенным образом значение слова. Она привносит дополнительный смысловой оттенок в создаваемое родственное слово.
Например: бежать – прибежать – отбежать – убежать – забежать – подбежать. С помощью приставок могут быть образованы разные части речи. (43. Тема 40. Морфемика. Состав слова. Морфемы.Родственные слова).
Задание 2. Рассмотрим Таблицу "Гласные и согласные в приставках".
Будем знать, что безударные гласные в некоторых приставках можно проверить так же, как и в корне, подобрав слово с такой же приставкой, оказавшейся в ударном положении: помогать — по́мощь; подписа́ть — по́дпись; замёрзла — за́морозки.
********
Приставки подробно уже рассматривались (43. Тема 40. Морфемика. Состав слова. Морфемы.Родственные слова). Там рассматривалась Таблица "-Ы, -И после приставок". Обратись к ней ещё раз.
Правописание НЕ и НИ с другими словами также уже рассматривалось в той же теме 40.
Вспомни.
Иногда частицы НЕ и НИ становится приставками НЕ- и НИ-.
Как же различаются частицы и приставки? Частицы НЕ и НИ что-нибудь отрицают, не создавая при этом нового смысла слов.
Приставки НЕ- и НИ- создают новые слова, слова с обратным, отрицательным смыслом. Появляется новое лексическое значение. ******* В образовании новых слов участвуют следующие части речи: имена существительные: счастье – несчастье, имена прилагательные: большой – небольшой, наречия: быстро – небыстро, местоимения: кто – некто, никто, чем - нечем, ничем.
Всегда слитно НЕ- пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ». Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
*******
Также приставку НЕ- следует отличать от приставок НЕДО- и НЕБЕЗ-, где она сливается с другой приставкой.
Приставка НЕДО-, в отличие от приставки НЕ-, обозначает совсем другое - несоответствие норме: недоразвитый, а приставка НЕБЕЗ- имеет значение умеренной, но достаточно значительной степени какого-либо признака: небезразлично.
Задание 3. Работа в тетради. Напиши число, тему.
Проведём практическую работу, в которой ты потренируешься находить и узнавать орфограммы в словах с приставками и определять орфографические правила.
Упражнение 1.
Задание:
1)Прочитать, переписать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть приставки, распределить слова по группам, письменно объясняя условия выбора. Двойные приставки отделить друг от друга чёрточкой.
Р..списаться, во..становление, от..зваться, поз..крывать, р..зыскивать, пр..выкнуть, пр..ключение, во..палённый, бе..вкусица, и..подтишка, ра..торопный, бе..церемонный, не..гораемый, без..мянный, пр..родина, р..збег, р..сценка, р..здел, , пр..вратить, пр..ворожить, п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера, нез..долго, чере..чур, бе..крайний, не..тмеченный, з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать, пр..морский, пр..выкнуть, и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть, по..бросить, о..пилить, о..крыть, по..делать, пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь, пр..поднести, бе..грамотный, бе..звучный, р..сположиться, пон..слышке, с..ехидничать, н..вьючить, п..лагать, ра..стелить, пост..ндустриальный, не..говорчивый, ра...решить, р...спись.
Образец выполнения тот же, как и в 51. Тема 48. Орфография. Правила орфографии 3.
Задание 4. Проверь правильность выполнения задания.
1. Расписаться, расторопный, разбег, расценка, раздел, расположиться, расстелить, чересчур, бескрайний, безвкусица, беззвучный, бесцеремонный, безграмотный, воспалённый, ис-подтишка, избыточный, восхождение, низвергнуть (изменяющиеся на письме приставки, выбор зависит от глухости/звонкости последующих согласных).
2. Отозваться, по-закрывать, не-задолго, поникнуть, по-завчера, помолчать, заподозрить, навьючить, полагать, подбросить, отпилить, открыть, подделать, не-отмеченный, недовыполнить, по-наслышке,не-сгораемый, не-сговорчивый, съехидничать, искл.: прародина, прадедушка (приставки, не изменяющиеся на письме + приставка НЕ-).
3.Привыкнуть, приключение, превратить, пре-поднести, приворожить, приморский, привыкнуть, премудрый, прекрасный, превозмочь (изменяющиеся на письме приставки, выбор зависит от значения слова).
4. Разрешить, роспись (изменяющиеся на письме приставки, выбор зависит от ударения).
5. Разыскивать, безымянный, постиндустриальный (-Ы, -И после приставок).
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
Ребята, обязательно анализируйте свои действия после каждой Темы. Это благополучно "уложит" Ваши познания в Вашем сознании!
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1.Повтори все правила по изученной теме.
****************
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.