Алкоголькультурпросвет это ремесло учителя, артиста и предпринимателя. Вот уже несколько месяцев как я не провела ни одного мастер-класса и ни одной дегустации, не обновляю курс «Вокруг винного света» и лишь изредка пишу статьи про вино.
Когда меня спрашивают, буду ли я что-то проводить/запускать, я отвечаю, что это слишком затратно, и я пока этим заниматься не планирую. Почему? Сейчас расскажу.
Почему я сомелье
Я училась винному делу по программе WSET3 в 2018, ходила на все московские мероприятия с лекциями от крупных винотек, читала книги от разных школ сомелье, современных и не очень. Я была одержима всем — начиная с виноградников, заканчивая дегустациями, — мне все было интересно. Виноделие, энология и ремесло сомелье стали моей любовью. Тогда же я постигала механику закулисья столичной барно-ресторанной сферы, контрагенты и поставщики, алкогольные декларации и вскрытие тары шли рука об руку с бокалами на розлив, винными бутылками, коктейлями и крепкими напитками.
Я никогда не планировала работать сомелье. Я тогда работала в айти, руководила группой разработки, у нас уже тогда был огненный стартап — связанный с алкогольным оборотом и законодательством, — и когда мы ездили в гости к клиентам, я уже тогда видела, что сфера прибыльная, но вовсе не простая.
А уж тем более, если ты работаешь на передовой с людьми, сомелье ты или бармен, кавист или учитель в школе сомелье.
Поскольку я человек-выпендрежник, я про свое алкогольное хобби всем рассказывала, ярлык сомелье за мной закрепился, даже если я сомелье не работала. Тогда же, если случался на работе какой-нибудь алкогольно-дегустационный движ или корпоративные закупки, я радостно в этом участвовала.
Я была айтишником-самозванцем среди айтишников (потому что писала художественную литературу и мечтала быть сомелье), и я была сомелье, у которого руки растут не из плеч, и поэтому я предпочитала винтовые крышки и электроштопоры.
Когда я ушла из айти в конце 2021 в книжный бизнес, запустила подкаст про свои мемуары и нелегкую судьбу (Есть что сказать с Александрой Undead), я занялась и алкоголькультурпросветом — потому что к тому времени у меня было много опыта и знаний (про алкоголь и алкоголизм). Я делала курс для котят про то, что вино может быть разным, вино рассказывает истории, что вино это целый дивный мир, целая культура, а не только этанол (и похмелье).
Чтобы дополнить свои знания, в начале 2022 года я выучилась еще и на бармена и барменеджера, писала много теоретических и развлекательных материалов (см. рубрику Доктор Лектер и вино), проводила мастер-классы по вину, с целью популяризации и просвещения — потому что я очень хотела, чтобы люди пили осознанно.
Почему я больше не веду курсы
А они (люди) пили все равно не осознанно (см. подкаст про то, как открыть свой бар). Они хотели пить, а не различать палитру вкусов и ароматов, разглядывать бокал на свет, слушать о бычках на площади испанского городка или кожаном чемодане с черносливом в старом сарае…
Пусть и они, как и я в свое время, оценили смысл принадлежности к элитарному коммьюнити винолюбов (ирония). Чтобы потом с умным видом раскручивать компот в бокале для вина.
Я продумывала каждую мелочь, чтобы сделать дегустацию незабываемой, интересной, интеллектуальной, адаптировала под каждую группу и запрос — потому что все котята разные, и у каждого разный уровень подготовки.
Я делала много контента про психологию, наркологию, нутрициологию, про производство вина и винную индустрию; я рассказывала матчасть так, как не рассказывал ее до ни один мой препод и ни один лектор из миллиона курсов, мной прослушанных. Я переработала много материала, чтобы подать его эффективнее — и ничего не просила взамен.
Я хотела развивать культуру употребления алкоголя. А не зарабатывать на курсах и дегустациях.
Про цены на вина тоже часто были дискуссии — потому что для того, чтобы вино было произведено и попало на полку или к вам на ресторанный стол, требуется множество действий и усилий.
Вина по 500 рублей простые и «на каждый день», они расскажут анекдот из трех предложений, а не рассказ или роман, они тоже имеют право на существование, но для продвинутых употребителей они не подходят.
Вина за 10 тыс. рублей из моих гостей могли покупать единицы, с ними мы путешествовали в Бароло на виноградники по мотивам моего романа «Кошки не пьют вино», и это было еще более ответственно, потому что подготовка вина с подобными капризами заняла полтора часа, полчаса из которых была съемка без останова. И я злилась, что фотограф просит меня прерывать декантацию, чтобы что-то там сфотографировать.
Для извращуг я прошлым летом проводила мастер-класс по саке (японское рисовое вино), с четырьмя позициями, программой Drunk in Japan, и как назло, даже фотоотчет не выкладывала — все ждала вдохновения, чтобы написать большой материал про саке и веревки для шибари. Саке — продукт на любителя, да и стоил недешево, сет на двоих выходил в два раза дороже аналогичного продвинутого сета по вину.
На дегустации нужно помещение, много бокалов, программа, презентация и раздаточные материалы, вино в целости и сохранности, устойчивая психика и фокус внимания на группе. Для дегустации нужно сопровождение из закусок, которое должно соответствовать вину, нужна вода в неограниченном количестве, потому что как минимум надо освежать рецепторы, а как максимум восполнять запас воды в организме.
Мы проводили и в арендованных лофтах, и в барах-ресторанах, везде своя специфика. Про это можно отдельную статью писать, одна только возня с закупками и помещением меня выматывала.
Пьяные гости тоже разные, с моими шутейками они ожидают неформальности и меньше занудства, а я очень хочу всегда, чтобы они ушли с чем-то еще помимо опьянения. Это было идеализацией.
С коктейлями было проще по организации (за исключением льда и постоянного приготовления, даже билдом, даже простых рецептов), но я тоже уставала. С коктейлями я делала подборки и концепты (e.g. программа по микс-дринкам), но это было уместно только летом.
Ну и от коктейлей принципиально другое алкогольное опьянение и настроение на мероприятии. Там теории о текиле, джине и даже ракии (сербский дистиллят) много не наговоришь.
В итоге я поняла, что у меня на все эти винные и коктейльные ивенты больше не стоúт. Я не зарабатывала на них денег, я развивала себя как перформера и предпринимателя, я сделала выводы, что по цене это не окупается (потому что я не команда выездного бара), а по обратной связи я не нахожу единомышленников, за исключением постоянников, которые тоже очень специфические.
Что в итоге
В итоге я оставила сомельешную и барменовскую деятельность в качестве факультатива.
Я веду рубрику в подкасте, я больше пишу статьи — по требованию — и изредка составляю списки вин по рекомендации — согласно запросу, адекватному, а не «саш, посоветуй вино хорошее, но не дорогое».
Обыкновенно, кстати, на мой ответный список вопросов (красное/белое/розовое/игристое? а недорогое это какое? супермаркет или винотека? а к какой еде, а в какое время суток, а какие предпочтения по вкусу? а кому?) реагируют не очень позитивно, словно я что-то инопланетное спрашиваю.
Если мне потом говорят, что запивали сухое вино морсом сладким, потому что было несладко, я уже не плачу крокодильими слезами.
Все зависит от людей вокруг.
У меня было и хорошо, и не очень. Меня приглашали на дегустации домашнего вина как эксперта, было очень-преочень приятно и лампово; меня стебали, что я достала своим умничаньем, потому что в обычной жизни даже в баре и ресторане все намного проще, и не надо спрашивать бармена, чилийский совиньон блан в коктейле или новозеландский — после того, как перестала мучить его вопросами, что он думает в целом о коктейлях с вином.
Я не ощущаю, что это кому-то нужно — поэтому приостановила деятельность и занимаюсь своими книжками. Книгу (нон-фикшн) про вино я тоже делала, демо-версию можете найти тут.
В ресторанах, кстати, я давно не выпендриваюсь перед официантом или сомелье, за столом сотрапезникам что-то рекомендую, если спрашивают, выбираю вино, если есть запрос.
Меня поймет только преподаватель, даже не сомелье или бармен. Тот, который помнит, как было, когда он начинал и хотел сделать все с первого дубля идеально, и когда он набил руку и проиграл сто раз одно и то же, откалибровавшись и успокоившись.
Drink responsibly, берегите свое здоровье, будьте любознательными, развивайте свою культуру употребления алкоголя, чтобы знать, что вы пьете.
Телеграм-канал Архитектор и воображаемые друзья
Группа Вконтакте Вокруг винного света
Группа Вконтакте Писатель Стелла Фракта