Начался новый учебный год. С этим я поздравляю и учителей, и иных работников сферы образования, и учеников, и их родителей. Новые дети пойдут в школу за новыми знаниями. У кого-то всё пройдёт благополучно, а у кого-то, возможно, начнутся конфликты с учителями. В Интернете полно роликов на эту тему.
Если с ответственностью учителей всё более-менее ясно, то вот с ответственностью учеников всё более, чем интересно. Тут многие люди старшего поколения с ностальгией вспоминают времена СССР. Я сам учился в школе уже в новое время: с 1993 по 2003 годы, то есть уже в новое время.
Сейчас некоторые люди переиздают советские учебники, в том числе сталинского периода, ругая на чём свет стоит нынешние учебники и методики преподавания. Сразу стоит оговориться, что я не учитель и профессиональным обучением детей не занимаюсь. Потому данная статья – это исключительно попытка взглянуть на одну из проблем в отечественном образовании со стороны. Стороны закона.
А проблема тут вырисовывается одна – наличие системы сдержек и противовесов для учеников. Дети всегда остаются детьми: и любознательны, любят поозорничать, и пошалить. Только шалости некоторых детей переходят все разумные границы.
Согласен, что именно родители в связке со школой должны помочь в формировании здравомыслящего, порядочного члена общества.
И если в школах СССР был полный порядок, а сейчас полный бардак и дети совсем вышли из берегов, если послушать представителей старшего поколения. Возникает в таких случаях один замечательный вопрос: что же сломалось в школе в плане ответственности и воспитания учеников?
Конечно, лучший конфликт – это тот, которого не было. Что делать, если конфликт случился, где инициатором и основной движущей силой стал именно ученик? Тут я и решил сравнить положения Приказа Народного комиссара просвещения РСФСР от 21.03.1944 «Об укреплении дисциплины в школе», действовавшего в самый жёсткий период истории РФ, и положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующего на дату написания настоящей статьи в части наказания именно учащихся. Для удобства документ советского времени мы будет именовать как приказ, а современный Федеральный закон как закон.
Стоит отметить, что приказ написан более простым языком, без излишне запутанных формулировок с обозначением чётких целей издания указанного акта. К сожалению, современные законы написаны таким образом, что даже профессионально подготовленным людям сложно понять написанное.
Так, в приказе указано на два нарушения, которые, по мнению его создателей, подрывают советскую систему образования:
1. Учителя и директора школ не предъявляют твердых требований к учащимся, не применяют к ним соответствующих мер взыскания за нарушения порядка и дисциплины в школе, ограничиваясь бесплодными разъяснениями и уговариванием бесчинствующих и лентяев.
2. Систематическая воспитательная работа со всеми учащимися и каждым в отдельности подменяется зачастую голым администрированием, механическим перенесением в школу дисциплинарной практики армии, а также применением к учащимся мер наказания, оскорбляющих достоинство ученика.
Тут же следует вывод, сделанный автором приказа: та и другая практика не дает положительных результатов, не воспитывает чувства долга и ответственности учащихся, снижает авторитет учителя и директора и противоречит воспитательной политике партии и прогрессивным традициям русской педагогики.
Что же мы видим в законе? Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Разницу почувствовали? Если в первом случае видно почему появился приказ, зачем и что он должен исправить, а во втором формулировки из разряда «Капитан очевидность», без какой-либо конкретики. Возникает вопрос: кто понял, для чего нужен закон?
Момент второй.
В пункте третьем Приказа установлены меры наказания учащихся. Наказания для учеников следующие: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски или стола учителя, у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временно — не свыше двух недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом. То есть приводится полный арсенал педагогических методов, которые находятся в руках у учителя и направленного на сдерживание шалостей ученика.
В соответствии с ч. 4 ст. 43 закона за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Фактически мы видим существенное сужение арсенала учителя для пресечения нарушения порядка со стороны ученика и появление двух видов наказания – замечание и выговор. А с учётом положения ч. 9 ст. 43 закона получили ещё и невозможность отчисления из школы ребёнка, который младше пятнадцати лет.
Момент третий.
Стоит отметить, что никакой разницы между замечанием и выговором ни приказ, ни закон не приводят. Только в приказе учитель указано на решающую роль учителя в установлении порядка и дисциплины в школе. А в законе? В законе учитель является лишь винтиком образовательной системы, её сотрудником и поставлен, на уровень дворника в плане воздействия на ученика. Да простят меня учителя и дворники.
Если в 1944 году у учителя было право удалить нарушителя из класса, оставить после уроков и так далее, то сейчас такого права нет. Ведь деточка пропустит урок по учебному материалу, а это ущемление её права на образование! Только никто не думает, что деточка плевать хотела и на урок, и на учителя, и на школу, и на учебный план вместе взятые.
Сколько я не смотрел роликов относительно бесчинств и издевательств учеников в Интернете возраст малолетних хулиганов не дотягивает до пятнадцати годков. А учитывая осведомлённость учеников об их полной безнаказанности вплоть до четырнадцати лет, когда вступает в силу уголовная ответственность за совершение некоторых преступлений, школа получила вполне закономерный результат – появление хамоватых и беспардонных учеников, которые знают, что кроме как пожурить ученика словом им ничего сделать не смогут. Даже от занятий в школе не отстранят. В приказе же оговорки о возрасте не было: можно было применять все меры воздействия, начиная с первого класса и до последнего!
Момент четвёртый.
А в советской школе можно было и отстранить ученика от занятий, и исключить из школы. Причём правом таким советская школа активно пользовалась. И это несмотря на огромный авторитет школьного учителя в обществе. Со слов представителей старшего поколения исключение ребёнка из школы было сродни чрезвычайному происшествию, но прецеденты такие были.
В соответствии с положениями ст. 58 закона для оставления недоросля, не освоившего учебную программу, допускается только с согласия родителей. А если такого согласия нет? Остаётся терпеть деточку до достижения ей пятнадцатилетнего возраста, когда её можно отчислить из учебного заведения, так как ничего с ребёнком сделать нельзя. Многие дети знают это и активно пользуются этой безнаказанностью, особенно когда родителям глубоко наплевать на их успехи в школе.
Из вышеизложенного можно сделать один печальный вывод: система сдержек и противовесов в части ответственности ученика в РФ отсутствует. Уважаемые читатели, а как думаете Вы?
О мерах поощрения учеников в советской и современной школах будет одна из следующих публикаций.