Крупнейшими покупателя российского дизтоплива стали Турция, Саудовская Аравия и Бразилия
За I-е полугодие 2023 года российские нефтекомпании увеличили морской экспорт дизтоплива и газойля почти на 11% относительно аналогичного периода прошлого года. В среднем в сутки за рубеж отправлялось до 1,055 млн баррелей, или около 26,16 млн тонн, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Kpler. В I-м полугодии прошлого года на страны ЕС, Великобританию и Норвегию приходилось 77% таких поставок, тогда как в 2023 году их доля упала до 9%.
История вопроса:
В феврале 2023 года для российского дизтоплива и бензина ЕС и G7 установили предельную цену на уровне $100 за баррель, при превышении которой санкции запрещали страховым компаниям, судовладельцам, брокерам предоставлять услуги для сделок с российской нефтью. Из-за ограничений поставок в Европу российские нефтекомпании столкнулись с удорожанием и сложностями в логистике, а также вынуждены были предлагать скидки для привлечения новых потребителей.
Крупнейших импортеров в I-м полугодии прошлого года, как Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Польша, заместили другими покупателями.
На долю Турции пришлось 30%, хотя за аналогичный период прошлого года ее доля в закупках составляла лишь 8%.
Примерно 11% экспорта выпало на Саудовскую Аравию и Бразилию, порядка 4% – на Марокко, Тунис, Египет, Ливию и ОАЭ, чуть меньше 3% – на Гану.
По словам Виктора Катона из Kpler, с 5 февраля после начала применения потолка цен предельная скидка на российское дизтопливо колебалась в диапазоне около $150-200 за тонну, то есть примерно $20 за баррель. При этом в последние недели крэк-спреды на дизтопливо (разница между ценой топлива и нефти для его производства) оценивались в аналогичную величину. В результате для российских экспортеров продажа дизтоплива как минимум на $10 за баррель выгоднее с учетом всех затрат, чем продажа нефти, поэтому нефтекомпаниям логично увеличивать поставки топлива за рубеж.
Экспорт дизтоплива растет в июне-июле благодаря завершению весенних ремонтов НПЗ и увеличению выработки дизтоплива на российских заводах, отмечает эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов. Кроме того, ставки фрахта и дисконты на продукт российского происхождения снизились в последнее время, что повышает привлекательность экспорта. Подорожание дизтоплива на внешних рынках и ослабление рубля также поддерживают экспорт дизтоплива из России.
Напомним, экспорт российского дизтоплива в июне 2023 года составил около 3,6 млн тонн в сутки, что на 13% больше по сравнению с маем. LR