Представления о природе зла в Древней Руси – это часть христианского мышления, которое, как везде и всегда, не существует без богословской базы. Но какое богословие могло быть у народа, едва начавшего свой христианский путь?
Могло и было. Ведь православная церковь подразумевала и подразумевает, что церковное предание обладает полнотой опытного знания Бога от начала. Упрощенно говоря, кто принял христианство – тот познал Бога и его Слово.
Поэтому богословие на Руси естественным образом началось сразу после официального крещения (а на самом деле — за некоторое время до него), когда в страну стала проникать первая богослужебная литература, формируя, так сказать, первоначальный интерес и первичную базу для дальнейшей христианизации массового сознания. Наше богословие родилось и стало жить в опыте веры конкретных людей, время от времени эксплицирующих личный опыт в текстах публичных проповедей и письменных поучений. Степень и форма вовлеченности народных масс в богословскую мысль была (и теперь может быть) различной, но главное – интерес, духовные чаяния и стремление «дотянуться» до христианского идеала, дорасти до его высокой планки. Эти качества у древнерусских православных верующих не отрицаемы.
Таково общее представление о богословии Киевской Руси. Но изучение этого явления еще фактически не начато и лишь фрагментарно заявлено – например, исследованиями доктора философских наук, профессора А.П. Щеглова. Его рассуждения и выводы в ранее опубликованных трудах часто идут вразрез с общепринятой трактовкой ряда онтологических положений философско-богословских концепций, принявших в наше время форму непререкаемых научных «догматов». Но очередная живая диалектическая попытка «иного» взгляда на вечные проблемы в любом случае заслуживает внимания и уважения. Тем более на такую неизбывную для любой религии, философии и каждого отдельного человеческого мировоззрения тему, как происхождение, существование и неизбежность зла. Что есть зло? Какова его природа? Является ли зло каждый раз случайным бедствием или детерминированным?
Древнерусская мысль в этих поисках интересна своей метафизичностью, отрешенностью от всего изменчивого. Древнерусское религиозное мышление – это искусство опираться лишь на подлинную действительность, то есть на целостность «видимого», данного человеку в ощущениях, и «невидимого», данного в вере. Ведь только верующий разум имел (имеет) способность объемного восприятия всех человеческих действий, природных и общественных событий, глобальных причин и следствий. Без такого мировосприятия жизнь каждого отдельного, самого простого человека древней и средневековой Руси была совершенно невозможна. Пусть мало кто это мог выразить – но зачем обязательно выражать, если все так думали, вернее, чувствовали?
Извлечь суть этого чувствования, облечь его в словесную форму, подкрепить дошедшими до нас письменными источниками – задача сверхтрудная. Проверить, как автор с ней справляется, тоже не отдых. Но если Бог вам дал силы, ум и любопытство, то грех отказываться от этого испытания!
Щеглов А.П. Представления о природе зла в Древней Руси. – СПб.: «Алетейя», 2023. – 512 с.
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.