Найти в Дзене

Связь аутизма и одаренности

Оглавление

Аутизм или Расстройства Аутистического спектра (РАС) - состояние психики индивида, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

РАС сохраняется на протяжении всей жизни. По данным ВОЗ, каждый 160‑й ребенок в мире рождается с аутизмом. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США в 2021 году — каждый 44‑й.

Классификация аутизма:

В МКБ-10 (Международная Классификация Болезней Десятого пересмотра) в разделе «Психические расстройства и расстройства поведения» представлен пункт: «Расстройства психологического развития», куда входят такие виды РАС:

  • F84.0 Детский аутизм
  • F84.1 Атипичный аутизм
  • F84.2 Синдром Ретта
  • F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
  • F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
  • F84.5 Синдром Аспергера

Аутизм, приводящий к "гениальности"

Синдром Аспергера - то самое расстройство, которое и повлияло на появление крепкой связи в умах людей аутизма и одаренности.

Синдром Аспергера характеризуется наличием нарушений социального взаимодействия и отчетливого повторяющегося стереотипного поведения или активности, но не сопровождается задержкой в развитии речи и другими речевыми нарушениями. Дети с СА в большинстве случаев не отстают в интеллектуальном развитии.

Более того, у таких детей нередко встречаются хорошие способности или углубленные познания, часто связанные со сверхценными интересами.

У людей с наиболее типичной формой СА великолепная механическая память и они сильно увлекаются одним или двумя предметами, стараясь усвоить любой доступный факт, относящийся к избранной теме. Благодаря механической памяти они могут хорошо играть в настольные игры (шашки, шахматы).

Из-за способности повторять однообразные движения и фокусироваться на каком-либо предмете, такие люди могут досконально изучить какой-то вопрос, выучить иностранные языки, освоить игру на музыкальных инструментах и прочее. Но люди с СА испытывают трудности в понимании фигуральных выражений и проявляют склонность к буквальному пониманию (не понимают юмор, сарказм и переносные значения).

Подобная точечная осведомленность в какой-то сфере, даёт людям, не связанным с медициной и психологией, возможность полагать, что это и есть гениальность. Но если рассмотреть вопрос чуть глубже, становится ясно, что такая "одаренность" не распространяется на все ключевые сферы ребенка. И как бы он не был хорош в математике/игре на пианино/рисовании, ему (как и другим людям с РАС) нужна социализация и адаптация.

"Хороший доктор" - доктор с синдромом Саванта

Популяризация РАС и особенно такого "звоночка" человека с аутизмом как гениальность произошла благодаря многим фильмам и сериалом. Одним из таких медийных рупоров является телесериал "Хороший доктор". Главный герой этого проекта - врач (Шон Мерфи) с синдромом Саванта. Сериал рассказывает историю молодого талантливого врача, обладающего уникальными способностями - невероятной памятью и фантастической чувствительностью к проблемам, вспыхивающим внутри человеческого организма. Парень становится блестящим хирургом, но несмотря на это, в личностном плане его развитие соответствует уровню десятилетнего ребёнка.

Синдром Саванта - состояние, при котором человек с расстройством развития (например, с аутизмом) проявляет выдающиеся способности или навыки в какой-то определенной сфере (например, в математике или музыке).

* Синдром Саванта РАС (синдром также встречается и при других расстройствах, нарушениях или травмах ЦНС)

Савантизм среди детей и взросых с аутизмом действительно иногда встречается (1/3 взрослых людей с аутизмом демонстрировала выдающиеся навыки в одной или более сферах (2006, П. Хоулин)), но большинство людей с аутизмом не обладает выдающимися способностями.

При этом,

2 критерия синдрома Саванта:

1. Человек должен иметь некоторые необычайно развитые способности по сравнению с нормативной выборкой и по сравнению с общим уровнем способностей этого человека (специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчеты, картография, построение сложных трехмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно расчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обостренное чувство времени, тонкое различение запахов и др.);

2. Человек должен иметь интеллектуальные нарушения или/и сложности в адаптивном поведении (в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости).

Шон Мерфи, кадр из телесериала "Хороший доктор"
Шон Мерфи, кадр из телесериала "Хороший доктор"

Последствия сравнения людей с аутизмом с гениями

Но чем же плохо постоянное приравнивание РАС и гениальности?

Высказывание: "Ой да ладно, ну аутист , и что, он же гений, радуйтесь, считай повезло" является абсолютно не этичным и глупым. Это является грустным и уничижительным комментарием для родителей детей с другим видом РАС (которые могут включать и умственную отсталость и физические особенности).

Из-за ошибочных суждений люди с аутизмом и их семьи нередко подвергаются социальной эксклюзии.

Люди с РАС нуждаются в специализированной коррекции, направленной на социализацию и адаптацию человека в обществе. Многим нужна помощь и содействие на протяжении всей жизни.

Детям с РАС и их семьям необходимы инклюзивная среда и инклюзивное, дружелюбное медийное пространство, лишенное дискриминирующей лексики и нерелевантной риторики.

Источники информации:

  • Фонд "Антон Тут Рядом" https://antontut.ru/autizm
  • Савельева Ж. В. Расстройство аутистического спектра в массмедиа: особенности дискурса медицинских профессионалов // ВЭПС. 2020. №4.
  • Семянникова А. А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №32.
  • Global prevalence of autism: A systematic review update. Zeidan J et al. Autism Research 2022 March
  • Аутизм. энцеклопедия https://encyclopedia.autism.help