Найти тему

Дорога к СНТ: как мы сами построили Дорогу Мечты

Скажем сразу – несколько лет мы честно пытались убедить муниципалитет поставить на баланс подъездную дорогу к нашим дачным поселкам. И не только мы – прокурор округа (по нашей жалобе, разумеется) подал в соответствующий суд иск о бездействии чиновников. И проиграл. 👇 Причем не только суд, но и все апелляции…

Выиграл, похоже, только тракторист Василий – он буквально дежурил нынешней дождливой весной у совершенно раздрызганной дороги. В пятницу и воскресенье уж точно. Еще бы годик, глядишь – и кто-нибудь предприимчивый и сервис с мойкой неподалеку организовал. Клиентов бы было…

Но в апреле как-то сразу у всех лопнуло терпение: инициативные граждане наших семи СНТ организовали чат «Дорога мечты» для обсуждения второго традиционно русского вопроса «Что делать?» (с первым – «Кто виноват?» уже и не заморачивались).

апрель 2023
апрель 2023

Обсуждать долго не пришлось – почти сразу решили ремонтировать дорогу сами на добровольные донаты дачников. Нашлись люди, понимающие во всем вот этом строительном, составили несколько смет. Поняли, что асфальтовую дорогу за приблизительно 16 миллионов рублей не потянем, а вот на крошку 4,8 миллиона – можно попробовать собрать.

Развесили по поселкам призывы с QR-кодом вступать в телеграм-группу, прошлись по соседям с разговорами и тем же призывом, кинули клич, мол, скидывайтесь, кто сколько может. Определили и рекомендованную сумму в 20 тысяч. Но с основным посылом – даже 1000 рублей поможет строительству дороги.

Тут надо сказать, что сомневались, да, удастся ли собрать такую большую сумму… Но в первый же день прилетело 800 тысяч, и мы поняли – новая дорога будет!

За сбор денег отвечала Анастасия, она же публиковала и ежедневные отчеты о приходах-расходах. Закупали все нужное и руководили строительством Дмитрий и несколько грамотных в этом деле мужчин. Бесплатно!

Дожидаться всей суммы не стали, и первым делом провели геологические изыскания: нужно было убедиться, что намеченная технология сработает. Убедились. Пригнали грейдер, относительно выровняли «объект» длиной 700 и шириной 6 метров (это вопиюще раздолбанная часть нашей дороги).

Понятно, что возникли трудности с объездом во время ремонта. Председатели СНТ, через которые можно добраться до дальних поселков, в принципе согласились открыть проезд. Но с условием: от сервисов доставки пока отказаться, стройматериалы не заказывать, по территории садоводств ездить медленно. А то потом на ремонт своей дороги собирать придется. Ну, несколько раз пришлось, конечно, эти объезды перекрывать – в основном из-за скорости торопыг…

-2

А добровольные деньги все поступали: большинство по 20 тысяч переводили, кто-то от 3000 до 5000… Но были платежи и по 100 тысяч. Кто-то вообще 100 анонимно на КПП своего поселка оставил!

Так что делали все по уму:

  • Сняли и вывезли грунт с наиболее критичных участков дороги, подсыпали крупный бой (что бы это ни значило).
  • Соорудили песчаную подушку, чтобы нивелировать профиль дороги, уплотнили катком.
  • Разложили с нахлестом дорожный геотекстиль по всей площади.
  • Насыпали щебень разных фракций двумя слоями – 15+10 см, каждый слой, опять же, уплотнили катком.

Параллельно очищали, углубляли, восстанавливали геометрию канав и укрепляли их борта георешеткой. Здесь отметим, что очистку канав удалось сделать буквально «своими руками», организовав субботник. Да, за вывоз всего этого безобразия пришлось заплатить, но сделали мы это не из «дорожного» бюджета – скинулись те, кто не смог в субботнике участвовать. Не все, конечно…

Осталось только засыпать дорожный пирог десятисантиметровой асфальтной крошкой, уплотнить ее катком и обработать битумом. И вот тут нас поджидала «климатическая засада»: делать это желательно в сухую погоду при +20-25, а на дворе дождь, всего 15 и крошку уже привезли…

И еще одно. Если вы думаете, что ремонтом дороги был огорчен только тракторист Василий, то вы ошибаетесь – и среди садоводов нашлись недовольные. Критиковали качество материалов, завышенные цены, технологию работ (ну да, дамам предпенсионного возраста, конечно, виднее), писали «куда следует» кляузы о якобы незаконных сборах в карман заинтересованным лицам… Ну, в общем вы таких знаете – на собраниях громче всех орут в стиле «правление – не работает, председатель – вор», а предложишь самим стать во главе – сразу: ой, у меня давление… Интересно, а от такого крика у них давление не поднимается?

Короче, недоброжелатели очень скоро «сдулись», а мы (пока не потеплеет) решили все же сделать и тротуар. Ну да, по этой же дороге и бабушки с сумками на колесиках на станцию пробираются, и мамы с колясками на детскую площадку…

А где его делать, причем так, чтобы из бюджета не особо вылезать? Правильно, поверх одной из канав! Стоит ли говорить, что опять нашлись недовольные, но здравый смысл и грамотный расчет победили. Так что – приступили: уложили геотекстиль, насыпали щебень, проложили дренажную трубу, опять щебень и геотекстиль, установили колодцы с тремя отводами и анкера (не спрашивайте, мы по-девичьи не в курсе)...

Тут и погода наладилась… Конечно на оплату укладки крошки пришлось дособирать, но сделали мы это совсем без проблем: новая дорога-то – вот она, почти готова! Всего, к слову, собрали и дособрали около 6 миллионов (5982 тр). Сюда, кстати, вошла и премия тем, кто строительством безвозмездно занимался в ущерб своему бизнесу, отпуску, домашним делам…

Ну да, как с любым ремонтом – смета оказалась несколько занижена. Зато и дорогу, и тротуар сделали!

Теперь новая напасть – некоторые на радостях по ровной дороге гоняют со страшной скоростью. Недавно вот деда Андрея вместе с велосипедом в канаву буквально сдуло воздушной волной от пролетевшего мимо «болида». Не, все обошлось – и дед, и велосипед в порядке! Придется, видимо, ограничивающие знаки устанавливать…

-5

А ваши подъездные дороги кто ремонтирует – муниципалитет или приходится каждый год целевые на подсыпку собирать? Расскажите в комментариях!

И не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропускать интересные публикации!