До конца 80-х годов прошлого века в нашей стране мало кто знал историю Карла Фаберже. Информация о нем не была, в принципе, засекречена. Но и в открытом доступе не находилась. Литературу про знаменитого ювелира можно было получить лишь в единицах читальных залов, которые работали «для служебного пользования». То есть, советские ювелиры могли прийти в библиотеку и прочесть что-то про Карла Фаберже. Остальные – нет.
Потом, когда в стране сменился строй, поменялось название, историки узнали полную и настоящую историю знаменитого ювелира. Она оказалась печальной. Карл Фаберже, будучи в Российской империи очень богатым человеком, остался ни с чем. И хорошо ещё, что сохранил свою жизнь.
Становление бренда
Ювелирный дом Фаберже был очень прочно связан с домом Романовых – с монархами. Карл Фаберже был потомком немцев, которые приехали в Россию еще при Екатерине Второй и стали настоящими патриотами своей новой Родины. Об этом ещё кое-то позже расскажу.
Пока же нужно отметить, что Карл Фаберже был сильно благодарен за своё положение в российском обществе императору Александру Третьему. И в этом есть небольшой парадокс.
Александр Александрович был человеком, который не поклонялся роскоши. Наоборот, он сделал многое, чтобы императорскую семью не считали расточителями. Например:
· сократил количество баллов, организуемых монаршей семьей до 4-х в год;
· сузил круг Романовых, которые могли официально получать деньги из бюджета страны на своё содержание.
Сам император жил относительно просто – без лишней роскоши. Но к произведениям искусства у него была большая любовь.
Однажды на выставке Александр Третий увидел изделия Фаберже и влюбился в них. А позже император заказал у ювелира, о котором идет речь подарки для близких к Пасхе – те самые яйца Фаберже. И делал это Александр каждый год. Традицию продолжил сын – Николай Второй.
Николай Александрович, как правило, заказывал одно яйцо для матери и одно для супруги.
Всего же Фаберже изготовил 54 пасхальных яйца.
А потом начались смутные годы.
Ветры революции
В начале 20-го века Карл Фаберже построил в Санкт-Петербурге шикарный особняк на Большой Морской улице. На первом этаже расположились: магазин, мастерские. А на верхних этажах жили: семья Фаберже, ведущие сотрудники компании. В особняке также находился большой немецкий сейф, где хранили драгоценности.
Сейф и ныне там, только ничего ценного внутри нет.
Фаберже, естественно, был против смены власти в стране. Он надеялся, что смута быстро пройдет. Но так же быстро Карл понял, что монархия не сохранится.
Когда Фаберже осознал, что власть будет за большевиками, он решил спасать себя и драгоценности. Причем драгоценности не только свои. Многие клиенты ювелира сдавали очень дорогие вещи на хранение Фаберже, потому что знали, что Карл – честнейший человек.
Однажды в магазин Фаберже зашел революционер с дамой под руку. Женщина просила показать ей лучшие ювелирные изделия. Ассортимент её не впечатлил. Фаберже вспоминал, что на шее у женщины было колье, которое нельзя было не узнать. Ранее оно принадлежало княгине Юсуповой – одной из самых богатых женщин в Российской империи.
Карл, узнав, что Ленин гарантировал неприкосновенность иностранным посольствам в России, пошел на хитрый шаг. Фаберже сдал свой особняк швейцарцам – чтобы большевики не смогли забрать хранившиеся в доме драгоценности.
Однако ожидания себя не оправдали. Во-первых, швейцарцы тянули с Фаберже деньги за то, что обеспечивали ювелиру и его изделиям безопасность. Во-вторых, в какой-то момент швейцарцы заявили, что чемоданы с драгоценностями переезжают в посольство Норвегии – для обеспечения еще большей безопасности.
Ювелир был против, но ничего сделать не смог. А посольство Норвегии почти сразу ограбили. Или «ограбили». Скорее, второе.
Вернемся к патриотизму Фаберже: когда началась Первая мировая война, он все свои немалые сбережения перевел в российские банки. Тогда это выглядело правильным решением. Однако, когда к власти в России пришли большевики, то Фаберже все свои деньги потерял.
Ювелиру пришлось уезжать из России с пустыми карманами. А, спустя два года, он оставил и этот мир.
Драгоценности же почти бесследно пропали. В конце 20-го века они стали всплывать на различных аукционах. Наследники Фаберже пытались вернуть ювелирные изделия себе или хотя бы получить за них компенсацию, но ничего не вышло.
Вот так закончилась история Фаберже, у которого в своё время было в мире всего два конкурента «Тиффани» и «Картье». Причем российский ювелир был уверен, что иностранцы могут его обойти только по количеству бриллиантов, но не по качеству изделий.