Найти тему
Записки плохого официанта

Олег Назаров об отзывах на TripAdvisor

Пояснение для новых читающих: Олег Назаров - эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный продвиженец ресторанов (что бы это ни значило), писатель-сатирик. В своё время выступал с каким-то Петросяном, а также, будучи в своё время продюсером на заре отечественного музыкального ТВ, рәхәтләнеп собирал деньги за ротацию клипов со всей российской эстрады (не платили двое: какая-то Пугачёва и какой-то Леонтьев).

Собственно, вот что он рассказывает о TripAdvisor:

"Сейчас особенно популярны отзывы на "Яндексе" и на Google, которые сейчас, вот, если брать по значимости для продвижения, отзывы на "Яндексе" - главное. Второе - на Google, и третье - это TripAdvisor.
TripAdvisor для иностранцев - это номер один; это их, вот, компас в этом бушующем море. Для россиян он как-то меньше, они больше к "Яндексу" привыкли".

В каждом заведении вопрос работы с отзывами решается по-своему, не существует какого-то Всеобщего Протокола Для Ресторанов Что С Отзывами Делать Надо, но в более или менее приличных шалманах отзывы в самом деле читают и... в 99,99% случаев - вздыхают, закрывают ноутбук, трут уставшие глаза, зевают, берут телефон и залипают в ленту.

Однажды меня подзывает менеджер и говорит, дескать, слушай, ты же умеешь языком красиво - помоги, а? Что написать вот на этот отзыв? А там одна гостья оставила достаточно негативный комментарий про то, что ей стало нехорошо после посещения нашего заведения. Намекает, понятно, что отравилась.

И я смотрю - в поле ответа менеджерка наша уже настучала вводную часть про большое вам спасибо за ваш отзыв. Всё, говорит, менеджерка, я не знаю дальше. Проходит мимо бармен, быстро читает отзыв и пишет продолжение ответа менеджера: "Большое спасибо вам за подробную обратную связь, а поплохело тебе потому что такие нищебродки как ты сидят два часа с одним коктейлем и ничего не едят мразь ты тупая". И руку тянет к кнопке "Опубликовать". Менеджер одновременно хохочет, хватает бармена за руку, умоляет отвечать на все подобные комментарии за неё, потому что она уже не может.

Спустя пару минут все успокоились, разошлись по своим делам, менеджер с сожалением стёрла честную часть ответа и принялась сочинять что-то про очень сожалеем, что вам стало нехорошо.

"В том же самом Будапеште, я помню. Я хожу, обычно, набираю и смотрю, вот, какие первые места в TripAdvisor'е и иду туда. И, там, прихожу - второе место. Называется "Борщ". Ну, комната метров 16. Всё стояка. 5 супов делается. Всё, кроме супов - нет. 5 супов, которые меняются каждый день. Стоит 2 евро. Реально стоит полно народу, потому что, ну, за 2 евро. Конечно, я туда зашёл. Придумали такой формат. Хороший формат для туристического места, где большой пешеходный трафик, где много молодежи. Ну, действительно, молодёжь зашла - 2 евро - супчик съела: можно ходить каждый день. Будешь съедать достаточно сытный супчик и наедаться за 2 евро. Конечно, они пишут, что там здорово-здорово-здорово, и этот взлетел; совершенно честно взлетел".

Я был в этом самом "Борще" и даже, по-моему, была о нём чуть ли не отдельная статья на этом канале.

Во-первых, не только супы:

Меню под потолком, потому все, кто впервые, стоят с задранными головами.

Супы подают не в тарелках, а в стаканчиках to go:

-2

Пальчики с маникюром не мои, я же не из этих, которые замечательное кофе капучино с корицей погорячее.

Супы очень вкусные, насыщенные, классные. После одного такого супа и одного сандвича к нему - можно преспокойно отправляться по руин-барам.

Во-вторых, не сказал бы, что это место на жирном туристическом трафике, а вот молодёжи рядом и правда много. Но, по моим наблюдениям/ощущениям/впечатлениям, скорее местной.

Но мы нашли это место как раз через TripAdvisor, это верно. Ну, и рядом с нашими снятыми на выходные апартаментами было.

"Я это лето и эту весну жил в Геленджике. Познакомился там с дядечкой, грек, там очень много греков, и у него работает шашлычник, который считается лучший шашлычник в городе. "Маринад" называется заведение. Я туда пришёл, очень как бы мне понравилось, реально, еда вкусная. Интерьера - никакого, ну просто вообще. Но шашлык - ну реально. Мне, причём, его посоветовали люди из соцсетей. Говорят, сходи вот туда, вот там тебе понравится. Я стал с ним дружить, он оказался греком, он меня передружил со всеми греками, мы с ними до сих пор дружим, и я ему говорю: слушай, а вот всё-таки Геленджик. Такое, значит, туристическое место. А вот TripAdvisor? А он нет, он такой дремучий, ему ничего этого нет. Ну давай я посмотрю, где ты. Вот - "Маринад" называется - "Маринад": на 219-м месте из 223-х. Я говорю: слушай, ну это непорядок. Давай я, так это, сейчас, вот, это; тебе помогу. И я за два месяца, просто прося своих друзей - слушай, ну ты сходи; тебе понравилось? напиши ты в TripAdvisor? - мы за два месяца сделали его на девятое место".

В этом отношении - самая смешная история произошла этой весной в гастрономической столице России. Самый первый отзыв у ресторана "Хорошая девочка" появился 2-го апреля: некая гостья побывала здесь, и так ей всё понравилось, особенно - внимательные менеджеры. Это было, повторю, 2-го апреля.

Спустя 3 недели, 25-го апреля, представители ресторана сами сообщили в соцсетях, что в здании пока ещё идёт ремонт, а техническое открытие будет позже.

Официальный ответ на самый первый отзыв пришёл спустя почти 2 месяца. После того, как состоялось техническое открытие, и началась "работа с отзывами".

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а как же это так получилось-то?

А я вам отвечу - а вот так-то, ц.

-3