Найти в Дзене
Зелёный вектор

Новые схемы телефонных мошенников в 2023 году. Как защитить себя и родителей-пенсионеров

Оглавление

Рассказываем, что именно отвечать, если вам звонят «из полиции», «из банка» и других официальных организаций и пытаются узнать ваши личные данные.

Мошенники обычно звонят жертвам, о которых что-то знают: например, ФИО. Они называют эти данные и входят в доверие. А дальше они выводят человека на эмоции и заставляют действовать в своих интересах.

Как работают телефонные мошенники

Сначала представляются авторитетным должностным лицом: полицейским, сотрудником ФСБ, банка и даже Центробанка. Это помогает расположить к себе жертву и заставить себе доверять.

Затем озвучивают якобы «задачу» своего звонка. Обычно звонят, чтобы «защитить» от чего-то страшного. Например, могут напугать тем, что на жертву кто-то хочет оформить кредит, снять со счёта деньги или вообще сказать, что их родственник в беде.

Когда жертва напугана, они предлагают помощь. Но только срочно: «Нет времени думать, действуйте здесь и сейчас». Это заставляет человека нервничать. В таком состоянии сложно анализировать ситуацию и действовать адекватно.

Как защитить себя

Чтобы не попасться телефонному мошеннику, не нужно уточнять цель звонка. Стоит действовать исходя из того, кем представился звонящий. А дальше действовать по алгоритму.

Когда представились сотрудником полиции, важно запросить номер подразделения, в котором он служит. Скорее всего, он не сможет его назвать — можно класть трубку.

Если он всё же назовёт эти данные — нужно положить трубку и перепроверить информацию: найти в интернете телефон отделения полиции, который вам назвали, позвонить туда и уточнить, что происходит.

Если вдруг такой сотрудник действительно найдётся, попросить, чтобы вас вызвали повесткой. Полицейские не могут опрашивать по телефону.

-2

Когда представились сотрудником банка — запросить ФИО и название отдела, в котором он работает. Сказать, что перезвоните, и положить трубку.

Затем позвонить в свой банк по номеру горячей линии на банковской карточке и спросить, действительно ли пытаются списать деньги, оформить кредит или что-то ещё.

Важно помнить: если звонок действительно поступил от сотрудника банка, его будет интересовать только согласие на банковскую операцию. Спросить он может только кодовое слово, но никак не код из СМС, полный номер и/или CVV-код карты либо пароль от личного кабинета.

-3

Когда представились сотрудником Центробанка (ЦБ) или ФСБ, можно сразу класть трубку. Эти ведомства никогда не звонят по телефону узнать данные.

ЦБ вообще не работает с физическими лицами, то есть с обычными людьми, а только с организациями. А сотрудники ФСБ не могут расспрашивать по телефону — только лично.

-4