Термин «геймификация» означает использование игровых элементов в неигровом проекте. Игра улучшает качество взаимодействия участников, поэтому помогает сделать любой процесс приятнее, позитивнее и привлекательнее. Игровые элементы помогают связать полученные позитивные эмоции с бизнесом, компанией, определенным процессом.
Как компании «привязывают» к себе клиентов
Среди самых частых приемов геймификации – бонусные баллы, конкурсы, скидки за отзыв. Это работает: наращивает базу клиентов, увеличивает средний чек, повышает лояльность покупателей к магазину, компании, торговой марке.
Внутри компаний геймификацию используют для сотрудников – рассматривая их как внутренних клиентов, пользователей внутренних продуктов, к примеру, систем обучения. Элементы игры в обучающие программы включают Apple, Reebok, Google, McDonald’s, множество банков и компаний, работающих в сфере общепита.
Таким образом мы имеем дело с внешней (для покупателя) и внутренней (для сотрудников) геймификацией.
Самые простые примеры внутренней и внешней геймификации:
- Внутренняя. В компании не успевают сдать проект. Руководство организовало соревнование. Каждому, кто сдаст работу досрочно, начислят баллы. Победитель получит приз.
- Внешняя. На сайте компании – квест: найдите спрятанные кодовые слова и составьте фразу, которая станет промокодом на скидку.
Геймификация по сути – это способ влияния на поведение людей, собственно, продавать им то или иное решение, идею, смысл, убеждение, товар. В компаниях перед геймификацией ставят такие цели:
- Обучить.
- Мотивировать.
- Изменить поведение клиентов.
- Повысить эффективность.
- Повысить лояльность.
- Продвинуть товар или услугу.
И все же геймификация не всесильна и само внедрение квеста, конкурса или бонусной системы не приведет к вам клиентов.
Заблуждения, связанные с геймификацией
Если у вас упали продажи, нет клиентов или они уходят, вряд ли стоит делать ставку на геймификацию как на спасение. Есть заблуждение, будто само внедрение системы баллов или рейтингов вызовет ажиотаж – толпа клиентов начнет сражаться за скидку и все они тут же откажутся от ваших конкурентов. Конечно, так считать – ошибка.
Возможно, стоит заказать тренинги по продажам, мотивировать менеджеров по продажам, работать с репутацией или решить другие проблемы, из-за которых уходят или не приходят клиенты. И, кстати, в каждом из этих направлений можно использовать геймификацию, а чтобы она помогла, надо грамотно ее внедрять. Прежде всего учитывать цель внедрения. Давайте остановимся на целях подробнее.
Обучение, мотивация и продажи
Иногда появляется необходимость «продать» сотрудникам обучающий курс. Сам курс тяжелый, с большим количеством новой информации, усвоить которую нужно в сжатые сроки. Геймификация поможет совместить приятное с полезным, дав дополнительные стимулы. Необязательно при этом награждать лучших за прохождение тестов или окончание курса. Сам курс, если он правда нужен, нужно привязать к рабочим задачам. К примеру, если он включает в себя тренинги по продажам, то после обучения продажи должны возрасти, желающих купить товар или заказать продукт компании должно стать больше. Обучающие должны понимать смысл своего обучения и учиться ради повышения бизнес-показателей. А вот за достижение лучших показателей можно учредить приз. В качестве приза может быть денежное вознаграждение, сертификат или ценный подарок. И, конечно, признание. Возможность гордиться собой – важный стимул.
Можно подойти к задаче иначе. Можно геймифицировать сам курс. Тогда мотивировать будет само обучение. Главное, чтобы оно потом было применимо на практике.
Вовлечение, лояльность и клиентская база
Замечали, как иногда вы «подсаживаетесь» на ленту в соцсети: боитесь упустить каждый новый пост, лайк или комментарий? Психологи называют это синдромом упущенной выгоды. Соцсети используют геймификацию, чтобы вовлекать. Тот же прием можно применить к вашей целевой аудитории. Периодически напоминайте вашим подписчикам о себе. Предлагайте новинки по теме, публикуйте игровой контент и адресно уведомляйте об этом подписчиков – потенциальных и реальных клиентов. Предполагается, что вы знаете, какая тематика их интересует. Узнать об этом, кстати, тоже можно, используя игровой формат (опросы, голосования, отслеживание статистики просмотров публикаций). По статистике, геймификация увеличивает вовлеченность клиентов на 30%.
Исследования убеждают: чем дольше пользователь находится на вашем ресурсе, тем больше позитивных эмоций получает от взаимодействия с вашей компанией, а значит, становится более лояльным и, соответственно, более склонным приобретать продукты компании.
Лояльность включает в себя два компонента – выгоду и эмоциональную привязанность. Игра дает положительные эмоции – возможность ощутить радость победы. Если при каждом посещении вашего ресурса пользователь будет получать позитивные эмоции, он будет более склонным выбирать вашу компанию, а не конкурента, даже если у конкурента будет дешевле.
Геймифицированные рекламные кампании обычно привлекают новую аудиторию, а это – расширение клиентской базы.