Найти тему

Все, что вы хотели знать о магазинах сегмента масс-маркет

Товары повседневного спроса (ТПС) или их еще называют широкого потребления – это группы товаров, которыми люди пользуются, а значит, и покупают практически ежедневно. К ним относятся все продукты питания, бытовая химия, средства гигиены, косметика, товары для домашних питомцев, одноразовая посуда, иногда еще включают безрецептурные лекарства, обезболивающие и витамины. Для обозначения этой группы применяют аббревиатуру FMCG (Fast Moving Consumer Goods - быстро распространяющиеся потребительские товары), который описывает все ее основные признаки.

Характерные черты ТПС:

  • Невысокая стоимость
  • Широкий ассортимент и взаимозаменяемость
  • Короткий срок использования
  • Быстрая оборачиваемость

В этом сегменте работают магазины у дома, супермаркеты, дискаунтеры, фермерские рынки, сервисы экспресс-доставки. Основной ассортимент – продукты питания, в том числе быстро портящийся. Предпринимателю, открывая магазин в сегменте «товары повседневного спроса», следует знать особенности рынка и покупательского поведения:

  • Решение о покупке совершается быстро, буквально у кассы, высокая доля спонтанных покупок
  • Взаимодействие с конечным потребителем
  • Высокая конкуренция между продавцами и производителями, особенно в больших городах
  • Большое значение имеет маркетинг, локация
-2
Малому бизнесу, который открывает «магазин у дома» придется конкурировать сетевыми магазинами, сервисами доставки и такими же небольшими точками. И тут важно собрать все конкурентные преимущества.

Локация. Надо обеспечить пешую доступность. Идеальный вариант – во дворе дома или в самом доме. Замечено, если супермаркет находится дальше, чем в 10 минутах ходьбы, покупатели отдают предпочтение магазину у дома. Нельзя забывать про доступность для маломобильных людей.

Ассортимент. Оптимальным считается наличие 1500-2000 наименований. Мелким розничным магазинам проще экспериментировать с ассортиментом и выбирать качественную и недорогую продукцию малоизвестных местных брендов. Сейчас в тренде экопродукты от фермеров. В таком формате работают, в частности, «Фермерские островки» и успешно соседствуют с крупными ритейлерами.

-3
Главное правило: в погоне за дешевизной не допускать просрочку или некачественный товар.

Потеря репутации обойдется дороже. Оцифровка поможет отслеживать, какие товары ходовые, а какие залеживаются на полках. При формировании продуктовой матрицы нужно учитывать сезонность. Квас и газированные напитки, мороженное, очевидно, пользуются спросом в жару, а на Пасху будет спрос на куличи из местной пекарни.

Продавцы. Особое конкурентное преимущество «магазинов у дома», которое не может быть реализовано ни в одном крупном супермаркете. Именно они, зная со временем индивидуальные предпочтения клиентов, обеспечивают особую атмосферу, могут порекомендовать новинки, заказать необходимые товары. Важно заинтересовать продавцов в росте выручки и не допускать текучки кадров.

Узкая целевая аудитория. Зная каждого покупателя буквально в лицо, маленький магазин может подстроить под целевую аудиторию не только ассортимент, но и график работы.

-4

Розничный «магазин у дома» в зависимости от ассортимента можно открыть и как ИП, и как ООО. Подобрать организационно-правовую форму и систему налогообложения для розничного магазина, а также зарегистрировать бизнес помогут сервисы Цифровой платформы МСП.РФ.

Перед началом работы надо не забыть внести магазин в торговый реестр и уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Также необходимо заранее подобрать персонал, зарегистрировать онлайн-кассу, купить сканер штрихкодов для работы с маркированными товарами, составить план эвакуации, оформить уголок потребителя.