Как обстоят дела на рынке автомобильных запчастей? Мы спросили экспертов автомобильного и смежных бизнесов поделиться своими мнениями и дать прогнозы.
Юлия Манн,
генеральный директор MedMap
Растет доля запчастей под собственными торговыми марками. В основном такие запчасти импортируются из Турции и Китая. Это открывает возможность предложить альтернативные варианты по более доступной цене.
Ассортимент запчастей сократился, но на рынке все еще присутствуют самые популярные и востребованные детали.
Восприятие аналогов существенно не изменилось. Часть автовладельцев и сотрудников СТО продолжает относиться к ним с недоверием из-за предпочтения оригинальных запчастей. Однако появился больший выбор качественных недорогих аналогов, благодаря чему можно сэкономить на ремонте без потери качества.
В условиях подорожания запчастей и экономических трудностей у многих автовладельцев спрос на эконом-сегмент запчастей растет. Продажи эконом-сегмента сейчас составляют около 60%, в то время как продажи премиальных брендов и оригинальных запчастей снизились до 25%.
Продолжает существовать проблема контрафактных запчастей, особенно в оригинальном сегменте и сегменте премиум-брендов. Небольшие игроки на рынке и интернет-магазины часто продают поддельные копии, которые могут быть сложно отличить от оригинальных запчастей.
Рынок запчастей постоянно развивается, и в дальнейшем можно ожидать дальнейшего роста доли собственных торговых марок, увеличения выбора качественных аналогов и более строгой борьбы с контрафактом. Важно для автовладельцев и предприятий в сфере автосервиса обращаться к надежным поставщикам и проявлять бдительность при покупке запчастей.
Роман Тимашов,
директор по сервисному обслуживанию АВТОДОМ Алтуфьево
Сейчас по схеме параллельного импорта в Россию поставляются расходные материалы практически для всех автомобильных марок. В наличии есть фильтры, колесные диски, тормозные колодки, а также лобовые стекла, фары, бамперы и многое другое.
Определенные затруднения сохраняются с поставками сложных узлов и некоторых кузовных запчастей. В их числе двигатели в сборе, головки блока цилиндров, агрегаты трансмиссии. Сроки поставок этих комплектующих могут составлять от 60 дней до полугода.
При этом стоимость уникальных автомобильных запчастей находится в прямой зависимости от курсов валют, и, по сравнению с началом 2022 года, увеличилась, в среднем, в два раза. На данный момент предпосылок к снижению стоимости автозапчастей в России не наблюдается.
Что касается контрафактных автозапчастей, то они встречаются в продаже преимущественно у неофициальных продавцов. Установка контрафактных запчастей может привести к поломке автомобиля и дорогостоящему ремонту.
ГК АВТОДОМ сотрудничает только с проверенными поставщиками запчастей, что позволяет гарантировать их высокое качество.
Alex Verner,
руководитель пресс-службы Motorherz GmbH
За последний год ситуация на рынке автозапчастей успела стабилизироваться, несмотря на изменения в логистических цепочках и разрывы торговых отношений с некоторыми зарубежными производителями. Спрос на запчасти остается в целом высок и тенденций к его снижению нет. Отсутствие выбора при покупке новых автомобилей и постоянное повышение цен вынуждает россиян как можно дольше сохранять свои машины в технически исправном состоянии.
В настоящее время дефицита запчастей на российском рынке нет. Уход некоторых зарубежных игроков просто перераспределил доли оставшихся участников.Есть все необходимое для проведения технического обслуживания автомобиля. Расходные материалы и комплектующие надлежащего качества доступны в полном объеме.
Не так редко в тематических изданиях стал встречаться термин «контрафакт» применительно к запчастям. Автопроизводители порой приравнивают агрегаты не в оригинальной упаковке к контрафакту. Но в понимании обывателя это слово обозначает подделку.
Вероятно, использование термина «контрафакт» — фальсификат, продукт созданный с нарушением закона — не совсем корректно. Более точными категориями являются «оригиналы» — продукция под брендом автопроизводителя, и «аналоги» — запчасти под прочими торговыми марками.
Стоит помнить, что автопроизводители не изготавливают запчасти сами, а упаковывают в свои коробки детали поставщиков. Это один из основных источников их дохода. Таким образом, в коробке с аналогом может лежать тот же самый оригинальный агрегат, но по более низкой цене и с таким же гарантийным сроком.
Сегодня в продаже сложно найти откровенные подделки, особенно в наиболее вероятных местах покупки — известных интернет-площадках и розничных сетях. Серьезные производители запасных частей дорожат своим именем и принимают необходимые меры для подтверждения подлинности своего товара.
Тенденция к увеличению продаж аналогов на рынке наблюдается уже многие годы. Это связано с более низкой стоимостью при сопоставимом, а иногда и идентичном, качестве запасной части. Поэтому аналоги часто выбираются потребителем, что подтверждается нашим многолетним опытом продаж в России и за рубежом.
Александр Чепелев,
директор по послепродажному обслуживанию автохолдинга «КЛЮЧАВТО»
- запчасти от официально присутствующих брендов;
- запчасти от отечественных автопроизводителей;
– запчасти, ввезённые с помощью механизма параллельного импорта.
Безусловно, присутствует и контрафакт: из-за сложной перестройки рынка доля контрафакта по отдельным позициям пока достигает 50%.
Цены на автозапчасти переживали сильные скачки в 2022 году, однако весной и летом этого года намечался тренд на снижение. Сейчас автозапчасти дороже, чем в 2022 году, примерно на четверть.
Из-за недавних июльских курсовых изменений снова ожидается рост цен, особенно на автозапчасти для автомобилей европейских, корейских и японских марок, т.к. по ним сменились каналов поставок на более чувствительные к ослаблению рубля.
Во многих случаях увеличились и сроки поставки автозапчастей: до 1-2 мес.
На рассмотрении Госдумы остается инициатива по легитимизации промышленного восстановления автокомпонентов для иномарок. Если законопроект будет принят, на рынке появятся восстановленные запчасти, которые будут доступнее и дешевле.
В целом, чтобы не столкнуться с контрафактом и некачественными автокомпонентами, а также чтобы произвести ремонт и обслуживание автомобиля в четко оговоренные сроки, стоит обращаться в официальный сервис с высоким сервисным коэффициентом склада и с опытными специалистами с широкой технической экспертизой, в частности как в компании КЛЮЧАВТО. В текущей ситуации с курсом, если необходимые запчасти есть в наличии, ремонт лучше не откладывать.
Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр
Курсы валют уже привели к незначительному подорожанию в сегменте запчастей. На ряд расходных материалов цены увеличились на 2-3%. В связи с тем, что большинство комплектующих поставляется из-за границы, их стоимость зависит от курса валют и, если этот показатель будет расти, запчасти могут подорожать еще на 5-10% до конца 2023 года.
Дефицита расходников для технического обслуживания автомобилей не наблюдается.
Станислав Сидоров,
генеральный директор Pro Control
По проведённым нами исследованиям, доля контрафактных запчастей на рынке России на начало 2023 года составила не менее 30% от общего оборота.
Последние тенденции, такие как использование НЕ копируемых QR-кодов компанией Pro Control, направлены на борьбу с этой проблемой. QR-коды помогают потребителям подтвердить подлинность продукции, проверяя её происхождение и другие важные данные.
2. Параллельный импорт: Параллельный импорт, или серый импорт, продолжает быть важной частью российского рынка автозапчастей. Это связано с тем, что многие запчасти импортируются из-за рубежа, и большинство дистрибьюторов сегодня ищут способы обойти официальные каналы (которые в большинстве своём сегодня закрыты из-за санкций) для удовлетворения потребностей российского рынка. Немалое количество запчастей сегодня идёт через Бишкек, как и самих автомобилей. Логистика через Казахстан как-то не заладилась в 2023 году.
3. Цены: Цены на автозапчасти варьируются в зависимости от различных факторов, включая курс валюты, изменения в политике параллельного импорта, а также различия в спросе и предложении на различные типы автозапчастей, ну и само собой санкции дают о себе знать. В среднем на рынке запчасти подорожали на 20%-30% по сравнению с начала лета 2022 года. Все эти факторы влияют на конечную цену, которую в итоге платит потребитель.
4. Тренды: Одним из ключевых трендов в этой отрасли является увеличение использования цифровых технологий, включая электронную коммерцию(маркетплейсы) и защищенную маркировку, для облегчения дистрибуции и проверки подлинности автозапчастей. Другой важный тренд — это увеличение спроса на запчасти для электромобилей и гибридных автомобилей, поскольку эти типы автомобилей становятся все более популярными(не смотря на то, что налог на гибридные автомобили с этого года считается «по особенному».
Максим Дорофеев,
собственник и директор компании ДОМАКС
Могу рассказать ситуацию с этой стороны.
Одно время завозили по параллельному импорту запчасти европейских брендов из Казахстана. Закупали из у казахстанских дилеров. В Казахстане дилеры очень быстро подняли цены на запчасти. Потому что вырос спрос, кроме того у них усложнилась логистика. Они стали возить через Турцию. Кроме того, автопроизводители стали жестче контролировать, в какую страну в итоге попадают запчасти.
Были например запросы на поставку двигателей. На это Европа ввела требование предоставить скан ПТС автомобиля, который подтверждает регистрацию авто в Казахстане. Без этого двигатель было невозможно заказать.
Кроме того есть опыт работы с запчастями из Китая.
В большинстве случаев брендированные запчасти легально нельзя вывезти из Китая. В Китае есть реестр брендов, которые можно вывезти за пределы Китая только при наличии разрешения от владельца торговой марки. Большинство автомобильных брендов есть в этом реестре. Без такого документа китайская таможня не разрешит вывоз запчастей.
Получается ввезти в Россию по параллельному импорту можно, а вывезти из Китая нельзя.
У небрендированных запчастей с точки зрения логистики и таможни проблем нет. Но в последнее время стала возникать другая сложность. Производители в Китае понимают зависимость России от Китая и начинают понемногу «выкручивать руки», повышать цены. Некоторые так и говорят: «Вам все равно некуда идти».
Мой прогноз такой — в России будет расти количество запчастей китайского производства.
Часть из них будут низкого качества, но будут и качественные. Со временем будут формироваться узнаваемые китайские бренды, а также российские бренды, произведенные в Китае.
Оригинальные запчасти будут завозиться в Россию чаще всего нелегальным путем и будут очень дорогие.