Найти тему
НиХаЧуХа

ИФНС требует документы в электронном виде на флешке. А что значит "документы в электронном виде"?

Оглавление

Салют всем физическим и юридическим! Приветствую всех налогоплательщиков, налоговиков, налогозависимых и интересующихся на канале о налогах и котиках!

Выездная налоговая проверка. Тяжелая артиллерия. Новый клиент.

ИФНС выставила первое требование (как обычно "дайте все за 3 года"), и приостановила проверку, наделав кучу встречек по контрагентам, чтобы не терять сроки проверки.

Ждут в общем.

Но, инспектор (как это обычно бывает) требует документы (карточки счетов и/или налоговые регистры) в формате Эксель. Чтобы ему было быстрее и удобнее считать, сортировать и ставить фильтры по видам расходов и доходов.

Да - реально удобнее.

Компания давать в Экселе не хочет.

Насколько законно не дать в Экселе и на флешке?

Абсолютно законно.

Это ваша добрая воля. То бишь право, а не обязанность.

И еще. Не забывайте. Что представляя документы на флешке, вы их ..... вообще не представляете. И можете быть оштрафованы.

Потому что есть следующие нормативные документы:

1. Приложение N 18 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе";

2. Приказ ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах";

3. Приказ ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ "Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи".

Эксель - это не исполнение закона и не представление документов.

Даже, если вы не против.

Была у нас с клиентом спорная ситуация, которая чуть не дошла до суда в свое время, когда инспектору пошли навстречу - дали карточки счетов в Экселе, чтобы ему было легче работать. Так решил директор. А инспектору позже потребовался рычаг давления на компанию и он не нашел ничего лучше, как оштрафовать за непредставление документов.

Самое неприятное - формально он был бы прав.

Так как компании ничего не мешало окромя флешки (по доброй воле) исполнить требование еще и надлежащим образом - по закону.

Вопрос тогда разрулили. Но, как говорится: "Ложечки нашлись, а осадочек-то остался".

Что такое для ИФНС "электронный формат"?

1. Это файлы по утвержденному формату документа в расширении XML;

2. Это сканированный образ документа, подписанный усиленной ЭЦП, и переданный по установленным электронным каналам связи.

Никаких Экселей, флешек, на диске, вотсапов и телеграмм, а также личной почты инспектора на Мейле и иже с ними другими ящиками, и так далее.

Для чего это вам надо знать?

Многие (да почти все) налоговые инспекторы не понимают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

На примере производства

Если у вас в карточках бухгалтерского учета, например, периодически возникает отрицательное сальдо по активам (например, на складе минус 40 кг гвоздей - а так по логике нельзя и не бывает), и вы не хотите объяснять инспектору, что программа выстраивает документы по времени посекундно.

Что и приход и расход заведены по гвоздям в один день, но с разницей в 1 секунду программа раньше зарегистрировала выдачу со склада. Что через секунду это закрывается приходом. Потому что бухгалтеры на поступление материалов и списание у вас работают на разных участках. Это просто последовательность проведения документов, которая:

а) вам не мешает;

б) не влияет на налоги.

Но в карточках оно будет светиться красным цветом.

Еще на примере производства

Многие производственники так заводят сведения, потому что так им легче считать себестоимость продукции на 43 счете.

Сначала первого числа заводят "Отчет производства за смену", где фиксируют ежедневную выдачу со склада. Чтобы у них был один отчет и одна накладная на списание материалов. Потом в конце месяца закидывают в программу документы на приход товара на склад.

Получается, что весь месяц сальдо товаров на складе будет минусовым. Вы типа выдаете со склада то, чего нет. Выровняется это 31 числа.

Знаю компании, где так же "от обратного" работают с комиссионной торговлей. Транспортные расходы, тарифы, перегрузы и прочие безобразия, в конце месяца раскидывают на конкретные уже совершившиеся поставки.

Часто документы приходят позже и их проводят в другом месяце (году).

Причин может быть много.

При этом никто не ворует, не химичит, ничего не скрывает и схемами не увлекается.

Но! Объяснить это инспектору (а потом судье) - себе дороже, нереально, иные негативные варианты (проставьте сами).

Потом вашими же карточками вас в суде по мордасам и приложат. Потому что "удобнее" и "как положено" - это не одно и тоже. Даже, если вы реально НИЧЕГО не нарушаете.

Вам напишут, что нарушаете. И судья поверит ИФНС.

Вам скажут, что вы списываете воздух, значит у вас обналичка и схематоз. Если при этом найдут пару сомнительных контор - вот оно счастье инспектора! Нет товара! У вас списывается то, чего нет! И появилось потом.

Что делать?

По идее, если вести учет "как положено", то все документы будут последовательно вставать друг за другом и никаких минусов не будет.

Но часто то, что удобно бухгалтеру, неудобно финансисту, рабочим завода и прочим другим службам. Им уже сейчас надо выдать то, что разгрузилось, но еще не оприходовано (а то станок встанет, или печка вхолостую газ будет жрать). Им уже сейчас надо спрогнозировать затраты на мел и щебень на следующий месяц, а оригиналы накладных к вам еще не доехали. А какие-то и по дороге потеряются. Нюансов может быть масса!

Что в таком случае делать?

Нас, слава Богу, никто пока не обязывает представлять документы в определенной форме. Пока у нас есть выбор и право представлять документы:

а) на бумажном носителе;

б) в формате XML;

в) сканированные образы с ЭЦП.

Это значит, что при представлении документов в ИФНС вы можете "внутреннюю кухню", которая не влияет ни на что, просто не показывать.

Если вы не дадите карточки и регистры в Экселе, то инспектор не раскроет скрытые строки и не снимет фильтры и защиты с листов.

Он не увидит эти минусы, ваши корректировки и прочую нормальную и ежедневную работу.

И вообще - я советую кроме бухгалтерской свалки в карточках налоговые регистры все-таки вести. Официально. С их утверждением в учетной политике. Потому что в налоговых регистрах нет счетов, нет двойной записи, нет сальдо. Там только те записи, которые подтвердят расходы по налоговой декларации. Официально. Потому что так написано в статьях 313-314 НК РФ.

Вот в этой теме вы можете прочитать, когда ваша свалка в бухгалтерских карточках не будет являться основанием для налогового учета.

Утвержденных форм регистров - нет!

Вы их сами утверждаете.

Значит представляете в таком виде, в каком вы же это и утвердили.

И у вас есть для этого два способа (XML-формата для регистров нет):

а) в бумажном виде, заверенные как положено и с описью, в пачке не более 150 листов;

б) в сканированном виде с ЭЦП по электронным каналам связи с ИФНС.

А если требует Эксель? Прямо в Требовании. Что делать?

Писать ответ со ссылкой на вышеуказанные Приказы ФНС. Что не предусматривает закон такого истребования.

Завтра вам найду вариант ответа и выложу. Давно писала - надо обновить с новыми Приказами. Как раз новому клиенту нужно. У него прямо в Требовании инспектор указал формат Эксель и флешку.

Да - инспектору будет неудобно работать и считать. И что? Вы на него работаете или на себя?

Все свои ошибки в расчетах он должен допускать сам. Без вашей помощи. Удобнее будет оспаривать потом.

А то обычно получается, что сами даем документы так, как скажет инспектор, а потом "сами на себя" возражения пишем.

источник Яндекс-картинки
источник Яндекс-картинки