Найти тему

Переполох у компаний Интернет-торговли. Что внутри законопроекта № 396348-8, которым группа депутатов перепугала бизнес?

6 июля 2023 года группа депутатов от "Справедливой России" внесли в Госдуму законопроект из шести строчек, который подорвал аппетит у многих коммерсантов. Среди инициаторов законопроекта есть и политические новички (например, профессор Новичков), и мастодонты думских прений. Яндекс и Вайлдберриз еще даже не были основаны (2000 и 2004), а профессор Семигин уже заседал в Госдуме 3 созыва (1999).

-2

Инициатива депутатов проста как 100 рублей, которые платит за возврат товара покупатель на Вайлдберриз:

Надо сделать возвраты товаров продавцам бесплатными.

Именно в такую модель работы долгое время "инвестировали" маркетплейсы, сжигая миллиарды рублей своих партнеров (продавцов, тех, что так ярко и шумно бунтуют и берут штурмом офисы "старшего брата").

Сейчас для многих клиентов возврат качественного товара на маркетплейс или в интернет-магазин выглядит бесплатным, хотя цена на возврат просто включена в стоимость товара.

Кстати, недавно мы сделали памятку по этой теме, которую уже сохранили 708 человек. Если у вас есть проблема с возвратом качественного товара - рекомендуем сохранить и использовать.

-3

Напомним, что в текущей редакции Закон о защите прав потребителей разрешает продавцу удерживать расходы на возврат товара. Маркетплейсы зашивают такие расходы в издержки продавца. Например, у Озона возврат товара может стоить почти 2000 рублей за тяжелый и дорогой товар.

-4

Получается, что маркетлпейсы предлагают своим партнерам рулетку - выставляйте цену товаров так, чтобы самим оплачивать возвраты от клиентов (если клиент просто передумал - продавец уже несет расходы). Если товар не нравится покупателю в момент приемки (плохо упакован, имеет сомнительное качество, разочаровала картинка (реальность разочаровала), или клиент просто передумал (да, так можно, снова отсылаем к памятке), то продавец несет расходы на возврат. Многие селлеры не выдерживают и уходят, имея долю выкупов менее 50%. Особенно тяжело продавать недорогие товары с минимальной накруткой - каждый возврат чувствителен.

Не так давно главный маркетплейс страны (ягодный) ввел платный возврат товаров для покупателей. Если кто забыл - читаем. При этом плата за возврат, которая взимается с продавца никуда не делась, но эта мера позволила немного свободнее вздохнуть продавцам, у которых подросла доля выкупов (под угрозой взять 100 рублей за отказ от товара).

-5

Та новость очень плохо зашла покупателям, которые уже привыкли. К тому же, под раздачу автоматически попали и возвращатели брака, хлама и всякого растоптанного или несоответствующего описанию товара. С таких клиентов закон не позволяет брать деньги, однако форумы полны историй про беззаконие и сбой процессов у WB.

Как бы мы ни относились хорошо к льготам и преференциям для потребителей, но все же их переизбыток или дисбаланс вносит свои коррективы в экономику. Например, слишком высокие издержки могут толкать цены вверх. Некоторые товары со вскрытой упаковкой очень плохо продаются (особенно нижнее белье, деликатные товары, бижутерия, игрушки), приходится делать уценку товара или списывать его в брак. При текущей модели работы маркетплейсов за игры шопоголиков платят все клиенты, а не только те, которые покупают и оставляют товар.

Давайте посмотрим, как закрывает риски потребителей текущее регулирование?

-6

С качеством сжатия проблемы, но можно скачать PDF.

В большинстве стран мира модель защиты прав покупателей онлайн такая же или чуть похуже. Но есть и "крепкие орешки", например, Беларусь.

Вот комментарий от белорусского регулятора торговли:

Расходы продавца на транспортировку товаров, возвращенных потребителем в пункт выдачи заказа, на склад, являются издержками продавца при ведении хозяйственной деятельности. А истребование у потребителя платы за доставку возвращенного товара на склад имеет признаки навязывания платных дополнительных услуг, которые он не заказывал и которые по законодательству не обязан оплачивать"

Естественно, законопроект № 396348-8 (если будет принят) не убьет онлайн-торговлю, но нас могут ждать некоторые изменения, часть из которых будет положительными

  1. Обороты продаж через интернет еще вырастут, поскольку у клиента нет прямых издержек на отказ от товара и покупки станут удобнее (хотя и расточительнее).
  2. Скорее всего, подрастет качество товаров, которые реализуются на маркетплейсах. Не выкупаемые ("слабые") товары будут слишком дороги в логистике.
  3. Более строгие требования к упаковке позволят продавцам снизить количество возвратов. Маркетплейсы тоже должны улучшить качество логистики и переупаковки, иначе часть продавцов и покупателей уйдет с площадки. Одни будут разочарованы расходами на прокат товара туда и обратно, другие - обилием товаров, которые уже катались по другим адресам и потеряли "свежесть".
  4. Цены немного вырастут, особенно на дешевые товары.
  5. Больше недорогих товаров будет предлагаться "мелким оптом" (10 пар носков, 20 ручек, 40 батареек).
  6. Распространение платной доставки или появление модели "купи онлайн, забери товар или заплати за доставку, если отказываешься" или иных скрытых условий и уловок.

Ставьте плюс, подписывайтесь, получайте, если удобно, анонсы наших публикаций в телеграм-канале Сердитый потребитель.