Именно тогда состоялись конкурсы на проекты памятников Достоевскому, Шаляпину, Бродскому, прошли несколько ежегодных пленэров по городской скульптуре, художники выполняли интересные работы на заказ и для души. Что‑то было реализовано, многое осталось в моделях и на эскизах.
Музей попытался выбрать самое интересное из всего многоголосия скульптурной жизни Петербурга 1990 – 2000‑х годов. В те годы собрание пополнялось двумя способами — через закупочную комиссию комитета по культуре и дарами от авторов. Сотрудники музея со стажем не без ностальгии вспоминают те времена, когда модели, представлявшиеся на конкурсы, пополняли музейный фонд. Впрочем, выставка показывает, что главные имена и проекты музей не упустил.
Центральными на ней стали произведения Левона Лазарева, автора памятников Гете и Сахарову, и Константина Симуна, создавшего мемориал «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера, посвященный легендарной Дороге жизни.
Лазаревские эскизы памятника Достоевскому в виде фигуры то ли библейского пророка, то ли святого, а также Хлебникову в виде головы мыслителя, возможно, дождутся своего часа. Любопытное замечание сделал скульптор во время работы над образом поэта. Он говорил, что сохранившиеся изображения Хлебникова ничего ему не дают, он исходит из стихов поэта.
«Пискаревская мадонна» Симуна имеет ту степень трагизма и обобщения, которое ставит ее в один ряд с «Разорванным кольцом». Но произведение это камерное и не предназначалось для открытых пространств. Мадонна хорошо смотрелась бы в музейных залах, посвященных блокаде Ленинграда.
Недавно стало известно, что готовится новый конкурс на проект памятника Шаляпину. На выставке представлен эскиз скульптора Евгения Ротанова, который победил в соревновании 2001 года. Посмотрим, смогут ли участники нового конкурса превзойти старого мастера.
Актуальной остается тема установки скульптур, как мемориальных, так и декоративных, в новых городских районах. На выставке представлены «Граф Шувалов. Модель конного памятника перед зданием железнодорожной станции Шувалово» Дмитрия Каминкера, которая знатокам напоминает его «Авиакентавра», установленного в аэропорту «Пулково», а также модель скульптуры «На коньках» Александра Молева, выполненная в фирменной технике этого автора — дерево, обшитое тонкими листами разных металлов. Эти произведения могут украсить современные городские пространства.
Выставку скульптур дополняет графика. В некоторых случаях это эскизы реализованных объектов, как «Геракл» Роберта Лотоша, и нереализованных, оставшихся на бумаге, как «Памятник Гоголю» и композиция «Слоновая улица» Владимира Васильковского. Впрочем, это не означает, что музей собирает только эскизы скульптур. Пример станковой работы — портрет писателя Варлама Шаламова, нарисованный художником Вячеславом Михайловым.