Найти тему

В Петербурге открылась выставка «Скульптура в городе. Новый взгляд»

Именно тогда состоялись конкурсы на проекты памятников Достоевскому, Шаляпину, Бродскому, прошли несколько ежегодных пленэров по городской скульптуре, художники выполняли интересные работы на заказ и для души. Что‑то было реализовано, многое осталось в моделях и на эскизах.

Музей попытался выбрать самое интересное из всего многоголосия скульптурной жизни Петербурга 1990 – 2000‑х годов. В те годы собрание пополнялось двумя способами — через закупочную комиссию комитета по культуре и дарами от авторов. Сотрудники музея со стажем не без ностальгии вспоминают те времена, когда модели, представлявшиеся на конкурсы, пополняли музейный фонд. Впрочем, выставка показывает, что главные имена и проекты музей не упустил.

Центральными на ней стали произведения Левона Лазарева, автора памятников Гете и Сахарову, и Константина Симуна, создавшего мемориал «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера, посвященный легендарной Дороге жизни.

Лазаревские эскизы памятника Достоевскому в виде фигуры то ли библейского пророка, то ли святого, а также Хлебникову в виде головы мыслителя, возможно, дождутся своего часа. Любопытное замечание сделал скульптор во время работы над образом по­эта. Он говорил, что сохранившиеся изображения Хлебникова ничего ему не дают, он исходит из стихов поэта.

«Пискаревская мадонна» Симуна имеет ту степень трагизма и обобщения, которое ставит ее в один ряд с «Разорванным кольцом». Но произведение это камерное и не предназначалось для открытых пространств. Мадонна хорошо смотрелась бы в музейных залах, посвященных блокаде Ленинграда.

Недавно стало известно, что готовится новый конкурс на проект памятника Шаляпину. На выставке представлен эскиз скульптора Евгения Ротанова, который победил в соревновании 2001 года. Посмотрим, смогут ли участники нового конкурса превзойти старого мастера.

Актуальной остается тема установки скульптур, как мемориальных, так и декоративных, в новых городских районах. На выставке представлены «Граф Шувалов. Модель конного памятника перед зданием железнодорожной станции Шувалово» Дмитрия Каминкера, которая знатокам напоминает его «Авиакентавра», установленного в аэропорту «Пулково», а также модель скульптуры «На коньках» Александра Молева, выполненная в фирменной технике этого автора — дерево, обшитое тонкими листами разных металлов. Эти произведения могут украсить современные городские пространства.

Выставку скульптур дополняет графика. В некоторых случаях это эскизы реализованных объектов, как «Геракл» Роберта Лотоша, и нереализованных, оставшихся на бумаге, как «Памятник Гоголю» и композиция «Слоновая улица» Владимира Васильковского. Впрочем, это не означает, что музей собирает только эскизы скульптур. Пример станковой работы — портрет писателя Варлама Шаламова, нарисованный художником Вячеславом Михайловым.