Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Список врачей-хирургов и таможенные правила: каким был гид Michelin в самом начале?

Вчера завёл разговор о красном гиде, что отказался продлевать звёзды отечественных шефов, чтобы "не развивать московское туристическое направление", так продолжим же.

Погрузимся в 1900-й год: во Франции очень мало автомобилистов, и по этому поводу братья Мишлен решают выпустить автомобильный путеводитель. Ибо в малом количестве автомобилей они, изволите ли видеть, узрели некий такой особый, непостижимо скрытый потанцевал.

Они, изволите ли видеть, узрели возможность "отказаться от железнодорожной системы" и "провозгласить независимость передвижения".

В первые несколько лет сей путеводитель был, судя по всему, довольно скучным профессиональным справочником для чудаков: одна часть его касалась непосредственно самих шин компании Michelin, так называемая "пневматическая" часть, а во второй была представлена вся полезная путешествующему автомобилисту информация:

- правила дорожного движения;

- перечень производителей по городам;

- таможенные правила;

- под названием каждого французского города были перечислены ресурсы, необходимые для движения автомобиля: гаражи и/или "ремонтные ямы" в гостиницах, грамотные механики (доводилось читать, что в те времена их было оч-чень мало);

- а также был представлен список врачей-хирургов.

  • А то ведь все по-разному ездиют, сами понимаете.

Кроме того, и вот это важно, были разъяснены вопросы хранения топлива, а также - где можно рәхәтләнеп пополнить его запасы. И был случай, когда хранилищем топлива была никому ранее не известная пекарня в деревне Тайфонтен. Это можно рассматривать как первый случай "нечаянного" упоминания некоего общепита в рамках красного путеводителя.

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, минуточку, а ты что же это хочешь сказать, наглый халдей, официантишко, подавальщик - что в гиде не были упомянуты гостиницы для путешествующих автомобилистов?

А я вам отвечу - всё верно, во второй части путеводителя было также представлено жильё, разделенное на три категории: 1, 2 или 3 звездочки; звёздочки зависели от цены. Но это не переросло в систему оценки гостиничных продуктов. Один город - один адрес. Michelin хочет больше консультировать по дорогам.

  • Короче - гид был призван упростить жизнь путешествующим автомобилистам. Это его основная и, в общем, единственная функция.

В 1908-м году запущен так называемый "туристический" блок гида - там уже появляются достопримечательности, которые, вродь как, рекомендуется посетить, однако по-настоящему это станет востребованным после Первой мировой. И то не сразу.

Затем, в 1923 году, появилась новая рубрика под названием «Рекомендуемые отели и рестораны». Это первый раз, когда в путеводителе рестораны упоминаются как абсолютно самостоятельные единицы. Там не надо искать хирурга, там не надо оставаться на ночь, не надо заправляться; там надо есть.

Однако и это пока ещё не системный обзор, это просто а-ля дружеские советы: будешь в Лионе - там есть такой-то ресторан; заглянешь в Страсбург - там вот такое местечко. И так дальше.

  • Понятия "лучше/хуже" ещё нет, различия только в цене.

А вот в 1933-м году в жизни гида наступает переломный момент: отелей и ресторанов становится на рынке очень много, оценивать их по-старому получается не вполне адекватно, поэтому принимается решение "не только предоставить путешественникам названия и адреса основных отелей и ресторанов, а также их расположить в порядке заслуг и указать их специальности".

  • И, понятное дело, чёрными метками обозначить места, где не брезгуют подавать замечательное кофе капучино с корицей погорячее.

Как ни поразительно, в этой его ипостаси гораздо меньше места отводится информации технической, а функции гида, которые можно было бы назвать "традиционными", занимают минимальное место.

К тому времени, кстати, он уже почти полтора десятка лет как платный. А первые 20 лет он был совершенно бесплатным.