Вчера завёл разговор о красном гиде, что отказался продлевать звёзды отечественных шефов, чтобы "не развивать московское туристическое направление", так продолжим же.
Погрузимся в 1900-й год: во Франции очень мало автомобилистов, и по этому поводу братья Мишлен решают выпустить автомобильный путеводитель. Ибо в малом количестве автомобилей они, изволите ли видеть, узрели некий такой особый, непостижимо скрытый потанцевал.
Они, изволите ли видеть, узрели возможность "отказаться от железнодорожной системы" и "провозгласить независимость передвижения".
В первые несколько лет сей путеводитель был, судя по всему, довольно скучным профессиональным справочником для чудаков: одна часть его касалась непосредственно самих шин компании Michelin, так называемая "пневматическая" часть, а во второй была представлена вся полезная путешествующему автомобилисту информация:
- правила дорожного движения;
- перечень производителей по городам;
- таможенные правила;
- под названием каждого французского города были перечислены ресурсы, необходимые для движения автомобиля: гаражи и/или "ремонтные ямы" в гостиницах, грамотные механики (доводилось читать, что в те времена их было оч-чень мало);
- а также был представлен список врачей-хирургов.
- А то ведь все по-разному ездиют, сами понимаете.
Кроме того, и вот это важно, были разъяснены вопросы хранения топлива, а также - где можно рәхәтләнеп пополнить его запасы. И был случай, когда хранилищем топлива была никому ранее не известная пекарня в деревне Тайфонтен. Это можно рассматривать как первый случай "нечаянного" упоминания некоего общепита в рамках красного путеводителя.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, минуточку, а ты что же это хочешь сказать, наглый халдей, официантишко, подавальщик - что в гиде не были упомянуты гостиницы для путешествующих автомобилистов?
А я вам отвечу - всё верно, во второй части путеводителя было также представлено жильё, разделенное на три категории: 1, 2 или 3 звездочки; звёздочки зависели от цены. Но это не переросло в систему оценки гостиничных продуктов. Один город - один адрес. Michelin хочет больше консультировать по дорогам.
- Короче - гид был призван упростить жизнь путешествующим автомобилистам. Это его основная и, в общем, единственная функция.
В 1908-м году запущен так называемый "туристический" блок гида - там уже появляются достопримечательности, которые, вродь как, рекомендуется посетить, однако по-настоящему это станет востребованным после Первой мировой. И то не сразу.
Затем, в 1923 году, появилась новая рубрика под названием «Рекомендуемые отели и рестораны». Это первый раз, когда в путеводителе рестораны упоминаются как абсолютно самостоятельные единицы. Там не надо искать хирурга, там не надо оставаться на ночь, не надо заправляться; там надо есть.
Однако и это пока ещё не системный обзор, это просто а-ля дружеские советы: будешь в Лионе - там есть такой-то ресторан; заглянешь в Страсбург - там вот такое местечко. И так дальше.
- Понятия "лучше/хуже" ещё нет, различия только в цене.
А вот в 1933-м году в жизни гида наступает переломный момент: отелей и ресторанов становится на рынке очень много, оценивать их по-старому получается не вполне адекватно, поэтому принимается решение "не только предоставить путешественникам названия и адреса основных отелей и ресторанов, а также их расположить в порядке заслуг и указать их специальности".
- И, понятное дело, чёрными метками обозначить места, где не брезгуют подавать замечательное кофе капучино с корицей погорячее.
Как ни поразительно, в этой его ипостаси гораздо меньше места отводится информации технической, а функции гида, которые можно было бы назвать "традиционными", занимают минимальное место.
К тому времени, кстати, он уже почти полтора десятка лет как платный. А первые 20 лет он был совершенно бесплатным.