Найти тему

Забота о себе и других: зачем? как?

Нам необходимо заботиться о себе, когда мы переживаем трудные времена, полные напряжения и неопределенности. Мы все нуждаемся в признании, которое может быть физическим (объятия, поцелуи и т.д.), словесным (комплименты по поводу нашей внешности, нашего интеллекта, нашей доброты, нашей честности, нашего вкуса и т.д.) и актами проявления признания (внимание, помощь, сопереживание или привязанность).

Некоторые люди способны сохранять базовое сопереживание себе, несмотря на упреки окружающих и собственный критический внутренний голос. В Транзактном анализе мы используем термин "Заботливый родитель" для обозначения внутреннего источника позитивных разрешений и позитивных знаков признания, которые мы даем себе. Заботливый Родитель побуждает нас давать себе знаки, которые укрепляют нашу уверенность в себе и закладывают основу для здоровой любви к себе. Для поддержания сильного Заботливого Родителя нам также необходимы знаки признания со стороны других, потому что даже у самого лучшего Заботливого Родителя может случиться сбой.

Заботиться о других, не позаботившись сначала о себе, - это все равно что жертвовать собой, когда вас об этом никто не просит. Это может напомнить вам о “добрых” людях которые очень сердятся на вас, потому что вы недостаточно благодарите их за все, чем они пожертвовали ради вас, а вы ни о чем их не просили.

Забота о себе

  1. Сделаете список того:
  • что вы любите делать для себя, что заставляет вас чувствовать себя хорошо, что дает энергию
  • люди, которые готовы предложить вам поддержку, если мы попросим их об этом.

Мы можем проявлять сопереживание к себе, когда ощущаем, что мы раздражены или находимся в затруднительном положении. Самосопереживание предполагает сказать себе "да":

"Да, я раздражен, потому что мне нужны серьезные отношения/ мне нужна информация, чтобы принять взвешенное решение/ мне нужно понять, что движет другим человеком/ мне нужно понимание...". Выявление глубинных потребностей, лежащих в основе наших неприятных эмоций, оказывает успокаивающее действие. Например, "если бы меня выслушали и приняли во внимание, это дало бы мне уверенность в том, что то, что я говорю, интересно, надежду на то, что проблема, которую я излагаю, будет решена, уверенность в том, что другой человек заботится обо мне...".

Заботиться о других

Составьте второй список поддержки, которую мы способны оказать другим:

  • умение слушать, что подразумевает внимание не только к тому, что говорят другие, но и к их тону и жестам
  • время сострадательного молчания, которое оставляет другого человека свободным быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает в настоящий момент
  • несколько слов утешения после периода эмпатического слушания
  • комплименты, слова благодарности и поощрения (особенно если другой человек ожидает критики)
  • признание справедливости того, что говорит другой человек

3 необходимых условия для установления искреннего общения между людьми: доброжелательность, искренность и конструктивность

Несколько вопросов, которые необходимо задать себе, чтобы выяснить, находимся ли мы в позиции позитивного общения при взаимодействии с другим человеком.

Вопросы на искренность
1. Забота о себе и других: зачем? как?

2. Что я могу сделать для себя в первую очередь?

3. Кто может дать мне поддержку и утешение?

4. Просил ли другой человек о помощи? Ясна ли эта просьба (что требуется, в какие сроки)?

5. В чем они действительно нуждаются (см. три уровня потребностей, упомянутые выше)?

6. Есть ли у меня средства или навыки, чтобы удовлетворить потребности другого человека?

Вопросы на доброжелательность

1. Готов ли я к тому, что мой собеседник будет вести себя как жертва (например, откажется от моей помощи, обосновывая свой отказ словами "да, но")?

2. Если это произойдет, что я буду делать?

3. Готов ли я принять мысль о том, что моя помощь может оказаться бесполезной для другого человека или что для него сейчас неподходящее время?

4. Приму ли я отказ, не чувствуя нападок или манипуляций, не принимая его на свой счет?

Вопросы на конструктивность

1. Спросил ли я другого человека, что ему нужно? Хочет ли он получить совет или просто, чтобы его выслушали?

2. Как помощь, которую я хочу предложить, может помочь ситуации? Как я определяю благоприятный исход?

3 Нужно ли мне что-то изменить в своем отношении или действиях? Должен ли я извиниться и как?

4. Оправдано ли это?